На Ленинградской атомной электростанции завершили испытания головного образца нового транспортно-упаковочного контейнера. Он предназначен для перевозки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с энергоблоков ВВЭР-1200 поколения «3+».
Как сообщают spbvedomosti.ru, эта инновационная отраслевая разработка «Росатома» позволит сделать ещё один шаг к переходу на сбалансированный ядерный топливный цикл.
Испытания контейнера проходили в рамках планового капремонта на энергоблоке № 6 ЛАЭС, который продолжает идти и сейчас. Работы велись в «холодном» режиме – в каждую из 18 ячеек контейнера поочередно установили имитатор тепловыделяющей сборки (ТВС), идентичный настоящей по весу и габаритам и команда специалистов отработала полный транспортно-технологический цикл нового контейнера. Успешное проведение всех операций подтвердило совместимость ТУК-137Т.Р с оборудованием блока № 6 и возможность его использования при выполнении технологических операций с ОЯТ.
Напомним, новый контейнер применяется на энергоблоках ВВЭР-1000 и не зависит от импортных комплектующих. Он предполагает транспортировку ТВС с более высокими радиационными и тепловыми нагрузками, сохранив при этом габариты предыдущей серии и вмещая в себя больше кассет с ОЯТ.
«Контейнер нового поколения – это не только унифицированное решение для всех АЭС российского проекта ВВЭР-1200, обеспечивающее безопасную транспортировку ОЯТ, но и важный шаг к переходу отечественной атомной отрасли на сбалансированный ядерный топливный цикл. Этот цикл базируется на концепции многократного использования ядерного топлива в целях снижения добычи природного урана и сокращения объемов отходов, направляемых на окончательную консервацию», – рассказал главный инженер Ленинградской АЭС-2 Александр Беляев.
Коллегу поддержал зам главного инженера ЛАЭС-2 по безопасности и надежности Павел Иванов:
«Благодаря усовершенствованной конструкции ТУК-137Т.Р все работы по удалению ОЯТ с энергоблоков будут проходить еще более безопасно, а увеличенная емкость контейнера позволит оптимизировать сроки ремонтных кампаний», – добавил он.
Следующим этапом после «холодных» испытаний на ЛАЭС-2 станут испытания на Белорусской АЭС, и их результаты учтут в конструкции «серийных» ТУК-137Т.Р, предназначенных для вывоза ОЯТ с российских атомных станций с реакторами ВВЭР-1200 и с Белорусской АЭС на предприятия ядерного топливного цикла. Подготовка к их производству уже началась, и первые партии ОЯТ с энергоблоков № 5 и 6 ЛАЭС, введенных в промышленную эксплуатацию в 2018 и 2021 годах, планируют вывозить за пределы здания реактора уже через несколько лет. К этому времени планируется получить четыре транспортно-упаковочных комплекта.
К слову, вывоз ядерного топлива с остановленных энергоблоков №1 и №2 завершили ещё в декабре минувшего года.