В нашем городе учатся несколько тысяч студентов, приехавших из стран, лояльно относящихся к исламским фундаменталистам. Некоторые из этих студентов распространяют религиозную литературу радикального толка, устраивают в общежитиях молельни и ведут пропаганду среди последователей традиционного ислама. Их действия контролируют представители зарубежных экстремистских организаций.
ГУВД и "пьяный" пакистанский студент
После того как в одной из газет появилась статья о питерских талибах, власти поспешили отрапортовать, что в городе нет никаких фундаменталистов - ни талибов, ни ваххабитов. Спустя несколько дней в редакцию газеты заявились трое плечистых людей восточного вида и пообещали корреспонденту множество физических неприятностей, если подобные статьи будут появляться в дальнейшем. Тем временем видные чиновники ГУВД (в статье речь шла также и о каналах поставок наркотиков) доложили общественности, что им удалось вычислить студента - нарушителя спокойствия. По их словам, пакистанец сознался, что рассказывал он корреспонденту в пьяном виде и ничего не помнит. Мы разыскали этого студента (назовем его Хамид) и попытались установить истину.
Итак, Хамид категорически отрицает, что встречался с милиционерами. Спиртное он не употребляет, как и положено мусульманину. По его мнению, основная угроза исламского фундаментализма исходит от лжестудентов, прибывающих в наш город из Южной Азии.
Таинственные собрания
Загадочные комнаты есть в общежитиях петербургских вузов. Официально они числятся за студентами-арабами, но на деле в них никто не живет. Каждую неделю, по пятницам, сюда приходят группы иностранцев и проводят религиозные собрания. Такие комнаты есть в общежитиях Медицинской академии имени Мечникова на Пискаревке, ЛЭТИ на Торжковской улице, Первого медуниверситета на улице Рентгена. В последнем проводятся наиболее крупные собрания. Поговаривают, что главный их организатор - бывший имам питерской мечети, уволенный еще в середине 70-х годов. Сам он на собраниях никогда не присутствует. Проводятся такие встречи и в ДК им. Первой пятилетки. Как считают наши источники, их устроители пользуются финансовой поддержкой из Саудовской Аравии.
Исламия петербургская
Все это нормально - у нас светская страна; никому не запрещено иметь свои религиозные убеждения. Но вот что странно. Приходят на эти собрания не только студенты. Зачастую там появляются подозрительные люди, об истинных занятиях которых судить трудно. Так, в начале февраля во всех загадочных комнатах общежитий побывали четверо чеченцев, разъезжавших по городу на красном "Форде". Цель их приезда осталась неизвестной. Через две недели они пропали так же таинственно, как и появились. Еще пример. Несколькими торговыми точками на питерских рынках владеет некий пакистанец. Официально бизнес незамысловат - продажа изделий из кожи. В свободное от работы время его также можно видеть в студенческих общежитиях. По мнению наших источников, именно он поддерживает связь с одной из самых радикальных религиозно-политических организаций Пакистана - "Джамийа Исламия".
В Россию - за 500 долларов
Нынешним летом, как обычно, начался сезон поступления в питерские вузы зарубежных студентов. Увы, власти не задаются вопросом, кто и ради чего приезжает в страну. Самый легкий способ попасть из Южной Азии в Россию - получить студенческую визу. Недавний инцидент: пакистанец связался через Интернет с одной из питерских школ, в которой иностранцев обучают русскому языку, и согласился с предложенными условиями. Ему сделали визу. Однако, доехав до Москвы, будущий студиозус пропал. Сейчас школа бьет тревогу, обращается в паспортно-визовые службы и МИД. И тщетно. Случаев таких внезапных исчезновений немало. Объявляются, как правило, эти "студенты" на юге России. Стоит такое путешествие сравнительно недорого: 70 долларов за студенческую визу российского посольства в Пакистане плюс 350 долларов за билет до Москвы. Дальше можно ехать, куда велит долг и могущественная организация - в Чечню или Петербург... Кстати, и вид на жительство получить (если потребуется) с перспективой российского гражданства не так уж трудно. Питерские матроны берут с иностранцев за фиктивный брак около 500 долларов...
Разумеется, никто не утверждает, что все иностранцы, приехавшие к нам с юга за высшим образованием, - исламские экстремисты. Большинство не имеет к ним отношения и исправно грызет гранит науки. Удивительно другое. Власти Питера вообще не знают, что происходит в иностранной студенческой среде. Почему-то им это неинтересно. В конце апреля в Пакистане прошел всенародный референдум. Тамошние граждане решали, быть ли выборам президента осенью этого года. Референдум прошел и в общежитии Педиатрической академии на Мориса Тореза. По словам одного из представителей пакистанского землячества, хотя и проводили его лица, уполномоченные посольством в Москве (в Петербурге нет дипломатического представительства), администрация города ни сном ни духом об этом не ведала.
"Кто убьет душу, тот убьет человечество"
Жафяр Пончаев, муфтий петербургской мечети, уверен, что в городе есть исламские экстремисты. "Каждую проповедь я призываю наших мусульман быть осторожными и не поддаваться местным ваххабитам. Я знаю этих студентов, о которых вы говорите, они действительно распространяют в общежитиях экстремистскую литературу и ведут пропаганду ваххабизма. Хотя в последнее время их организация ослабла".
Более того, по словам Пончаева, периодически в мечеть наведываются посланцы мусульманских стран в ранге дипломатов. И настойчиво пытаются засунуть "пожертвования" в карман муфтию, вместо того чтобы сдать деньги в кассу мечети. Муфтий, разумеется, отказывается. За питерскую мечеть со времен развала Союза постоянно идет ожесточенная борьба между умеренными (Духовное управление мусульман Петербурга) и радикалами. Финансовую поддержку последним всегда оказывало исламское зарубежье. Периодически в мечети появляются личности с горящими глазами и вызывают муфтия на религиозные споры. Некоторые в порыве гнева хватаются за ножи и угрожают. Другие утверждают, что именно они - настоящие мусульмане, потому как отправили на тот свет с десяток неверных. - Чем вы хвалитесь? - говорю я им, - рассказывает муфтий Пончаев, - в Коране ведь сказано: "Кто убьет душу, тот подобен убийце всего человечества"...
Москва, Волгодонск... Петербург?
По мнению представителей ФСБ, "Джамийа Исламия" по своим финансовым и организационным ресурсам способна подготовить и осуществить самые широкомасштабные теракты в любой точке планеты. Не исключено, что именно к этой организации тянутся следы взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске. Несмотря на это, местные власти почему-то не готовы взять под тотальный контроль потенциальные точки экстремизма - студенческие общежития иностранцев. Зато среди политиков ныне считается модным обсуждать, каким быть закону об экстремизме: Впрочем, даже после взрыва в Каспийске, когда оказалось, что в городе все-таки есть исламские экстремисты, никого это особенно не удивило. Отметим и то, что о "питерских" террористах довольно быстро забыли как политики, так и СМИ. О ходе расследования - никакой информации.
СПРАВКА
Исламская экстремистская организация "Джамийа Исламия" насчитывает около миллиона последователей и славится жесткой дисциплиной - руководителям организации ничего не стоит в самые короткие сроки собрать ее членов под боевые знамена. Официальные власти Пакистана предпочитают не связываться с легальными экстремистами, соблюдая почетную дистанцию. "Джамийа Исламия" известна еще с советских времен. В афганскую войну ее лагеря подготовки боевиков размещались в Пакистане и пользовались поддержкой американцев. Когда ситуация изменилась, организация принялась активно поддерживать Талибан и чеченских сепаратистов. Через Афганистан моджахеды не раз просачивались на территорию России. Известны случаи, когда наши военные задерживали их и находили пакистанские паспорта. Кроме того, члены "Джамийа Исламия" участвовали в боевых действиях в Боснии и Кашмире.
Смотрите также:
- Не стать Парижем. Какие уроки должна вынести Россия из трагедий в Европе? →
- Мохаммед Хенни: «Самое ценное в исламе - человек» →
- Буддизм в Петербурге: сто лет жизни →