Ангел и колонна выздоравливают

   
   

Александровская колонна в лесах похожа на космический корабль, готовый вот-вот взлететь. Старт, то есть открытие после реставрации, - назначен на май, предстартовая подготовка по отечественной традиции идет неритмично: то затишье из-за отсутствия денег, то аврал. Сейчас, с наступлением холодов, она вошла в экстремальную фазу. Реставраторы, работающие по 12 часов без выходных, в очередной раз доказывают, что в жизни всегда есть место подвигу.

Колонна должна быть тепленькой

Вблизи колонна напоминает уже не космический корабль, а тяжелобольного: ее тело в трещинах-ранах перевязано резиновыми бинтами. Бинты плотно прижимают приклеенные кусочки гранита, которыми заделывают раны. Мастика на холоде сохнет долго, да и гранит приходится перед "лечением" разогревать. Цвет заплаток точь-в-точь совпадает с цветом колонны: подходящий кусок гранита обнаружили в карьере под Выборгом.

Колонна проходит и внутреннее обследование: ученые делают ультразвуковую томографию ее тела и основания. Нужно понять расположение и направление внутренних трещин, что даст картину состояния "здоровья" и прогноз - как долго колонна простоит. Диагноз состояния пока положительный. У реставраторов есть еще одна радостная весть: удалось убедить власти в необходимости восстановить ограду у основания памятника. Хотя к трехсотлетию, возможно, уже не успеют, жизнь-то у Александровской колонны еще долгая:

Ангел "худеет"

Ангел наверху колонны все лето "худел" - через специально сделанные вентиляционные отверстия из скульптуры испарялась скопившаяся за долгие годы влага. Реставраторы считают, что ее внутри - тонны три, так что ангелу еще сохнуть и сохнуть. Скульптура спрятана в тепляке - многоярусном домике, на разных этажах которого можно увидеть все стадии реставрации. Почти готовы крест, голова, верхняя часть туловища: они уже имеют коричнево-оливковый цвет, осталось нанести на поверхность воск. Ниже мастера производят струйно-вихревую расчистку, газо-воздушная смесь очищает металл до первозданного состояния, при этом становятся видны все трещинки, каверны литья и, конечно же, многочисленные надписи, причем не только на русском, но и на иностранных языках: с автором колонны Монферраном работали французы, ну а отлит ангел на заводе Берда, где трудились шотландцы. Все-таки не перестаешь удивляться, что все без исключения питерские памятники, даже установленные на головокружительной высоте (ангел - на пятидесятиметровой), исписаны вандалами. Впрочем, кроме традиционных имен, дат, тут есть одна знаменательная: "Государь крест твой здоров. 22 апреля 1862 года".

Советская власть уничтожила даже патину

- Раздаются голоса, мол жалко, что после реставрации петербургские памятники смотрятся как новенькие, например кони Клодта, - рассказывает главный специалист фирмы "Интарсия" Владимир Сорин. - Публика негодует, почему мастера "варварски" уничтожают следы времени - патину. Ведь этот зеленоватый налет украшает памятник, придает благородный вид, к тому же является естественным защитным слоем. Мы и сами все это прекрасно понимаем. Но исследования показали, что ни на одном петербургском памятнике исторической патины нет! Кони Клодта были на все сто процентов поражены бронзовой болезнью, разрушающей поверхность. И дело тут не только в климате и среде. Именно в советское время стремились сделать памятник как новенький, тогда-то все они и были обработаны самым варварским кислотным методом, уничтожившим благородную патину. Теперь сохранять нечего, нужно бороться с бронзовой болезнью, которой был поражен и ангел.

Смотрите также: