Не удивительно, что подрастающее поколение обычно старается музейных экскурсий избегать. Но для этого музея следует сделать исключение - можно с уверенностью сказать, что здесь дети скучать не будут, а, наоборот, проведут время интересно и весело. И при этом получат полезные знания, так что первоначальная цель культпохода будет достигнута. Особенно интересно здесь будет младшим школьникам - осуществится их несбыточная мечта: они смогут потрогать экспонаты руками, и никто за это не накажет. Старшие тоже будут довольны - вместо обычной экскурсии по залам музея им предложат самим поучаствовать в разных интересных мероприятиях. Например, создать собственную экспозицию и провести по ней экскурсию, причем это еще не самое оригинальное, что здесь может быть.
Такую работу с детьми проводит Государственный музей политической истории России, в недалеком прошлом - Музей Октябрьской революции. Вместе с названием он сменил и методы работы с посетителями - поскольку чаще всего сюда приходят школьные группы, то и экскурсии должны быть такими, чтобы детям было интересно. Поэтому школьников ждут самые необычные мероприятия. Так, они могут оказаться в настоящей земской школе прошлого века - деревенской избе с лавками и старинной классной доской. Экскурсовод устроит настоящий урок с изучением славянской азбуки и повторением таблицы умножения по специальному пособию из деревянных дощечек (интересно, наверное, сравнить такой урок с занятиями в современной школе). А после урока можно подержать в руках портфель того времени или деревянные игрушки, которые тоже хранятся в "избе".
Из земской школы маленькие посетители музея попадают в гимназию прошлого века. Она уже напоминает современную школу - черные парты с откидным верхом нередко знакомы родителям нынешних школьников. Экскурсовод и здесь продолжает выступать в роли учителя: проводит с детьми литературные или музыкальные занятия (в зале стоит рояль - обязательный атрибут гимназии того времени).
"Изба", "гимназия" и "кабинет историка", где дети могут пообсуждать, что такое историческая наука вообще, объединяются в так называемый Детский музей. Сюда обычно приводят младших школьников. Ребят постарше, которым уже надоело сидеть за партами, ждет другое развлечение - что-то вроде "игры в политику". Здесь еще помнят, что когда-то это был Музей революции, поэтому экскурсоводы разыгрывают со школьниками ситуацию 17-го года: с митингами, листовками и прочими атрибутами политической борьбы. Ребятам это нравится - куда интереснее самим участвовать в исторических событиях, чем слушать экскурсовода.
А еще в музее можно провести выпускной вечер или отметить день рождения - тоже с участием в разных исторических эпизодах. Специальные экскурсии устраивают и в другие праздники. Например, Масленицу отмечают в "избе", где экскурсовод встречает детей в народном костюме. А на пушкинский день рождения уже второй год устраивают литературные вечера в "гимназии".
Но самое удивительное, пожалуй, что подобная работа не только не приветствуется, а, наоборот, все время критикуется. Музей ругают все, ему постоянно достается от всевозможных комитетов по культуре и образованию. Напрямик, правда, ничего не запрещают, но стараются намекнуть, что хорошо бы вернуться к традиционной форме работы. То есть сделать так, чтобы экскурсовод монотонным голосом цитировал учебники истории, а дети стояли перед ним кружком и зевали.