Кто войдет в последний трамвай

   
   

Жизнь и смерть "рогатых"

Самое больное место городского транспорта - троллейбусы. По словам начальника отдела подвижного состава "Горэлектротранса" Владимира Клочкова, к 300-летию города троллейбусы могут прекратить свое существование на берегах Невы. Сегодня 80% подвижного состава выработало ресурс. Заменить старые машины нечем - новые троллейбусы практически не закупаются. Те, что есть, зачастую выходят на маршрут на "лысой" резине с изношенным донельзя двигателем. В их кабинах сидят недовольные водители, которые получают в среднем 2000 рублей и размышляют, как на эти деньги прокормить семью. В общем, нет троллейбусов, нет водителей, а все потому, что нет денег. Как нам рассказали в Комитете по транспорту, троллейбусы - дорогое удовольствие. Сегодня выгоднее закупить пару-тройку хороших автобусов, нежели один троллейбус. Никакого дохода этот вид общественного транспорта не приносит. Так, может, не нужны они вовсе? В Комитете по транспорту уверены, что за троллейбусы стоит побороться. Наверное, в будущем их все же станет меньше. Но заменять их автобусами на самых оживленных улицах, где и так не продохнуть от выхлопных газов, городские власти не будут. "Мы ведем ремонт троллейбусных линий, машины хоть по несколько штук, но закупаем, - заметил пресс-секретарь Комитета по транспорту Алексей Геращенко.

Удержать трамвайный рекорд

В отличие от троллейбусов городские трамваи - не просто экологичный вид транспорта, это еще и наша гордость. Петербург - трамвайная столица мира, а питерские трамваи трижды отмечены в Книге рекордов Гиннесса: у нас самая протяженная трамвайная сеть, самый длинный трамвай, самый сложный трамвайный перекресток. А посему сказать, что трамваи невыгодны и их надо заменить на другой транспорт, это все равно что предложить снять кораблик с Адмиралтейства, а Медного Петра со скалы. Но в то же время трамваи остаются убыточными. До революции, кстати, петербургские трамваи были доходным видом транспорта: билеты на них стоили дорого, трамвайная прибыль шла на другие сферы жизни. Во времена плановой экономики трамваев было много, но все жили за счет госдотаций. Теперь Госплана нет и в помине, нет и достаточных денег из бюджета, а вернуться к коммерческой выгоде не удается.

- Во всем мире трамвай - дорогой вид транспорта и потому окупается, - говорит Алексей Геращенко, - проезд в нем стоит 1-2 доллара. У нас же это бесплатное для многих пассажиров и очень дорогое для города средство передвижения. Выжить в таких условиях очень сложно.

Тем не менее о своей трамвайной гордости город пытается проявлять заботу - ремонтируются пути, готовится выпуск первой партии петербургских трамваев, энтузиасты восстанавливают старые модели. Но денег не хватает катастрофически, в результате долги, дефицит всего, этим летом "Горэлектротранс" был вынужден перекраивать маршруты, какие-то сократил, три и вовсе закрыл.

Кто виноват?

В минувшую пятницу "Ленэнерго" в очередной раз пригрозило отключить ток, если "Горэлектротранс" не расплатится по текущим платежам. Предъявлять претензии энергетикам бессмысленно, они претворяют в жизнь лозунг: "Живой свет за живые деньги". Перечить этому - все равно что отказываться платить за хлеб в булочной. В "Горэлектротрансе" это понимают, посему поспешили договориться о кредите в Промстройбанке и теперь смогут отдать 14 миллионов сентябрьских долгов. Обвинять городские власти тоже нелепо. В бюджете на 2001 год вроде и заложены деньги на оплату энергетических проблем "Горэлектротранса", но все равно - не по силам городу содержать троллейбусно-трамвайную махину.

- Главная беда - это бесчисленные законы о льготном или бесплатном проезде, которые появились за последние десять лет, - считает Алексей Геращенко, - в итоге разрушена вся система оплаты проезда.

Собственно, об этом говорят уже давно. При нормальном положении вещей, если какой-то категории граждан предоставляется бесплатный или льготный проезд, то соответствующие федеральные структуры таковой должны компенсировать. А этого как не было, так и нет. К тому же многие льготники вполне могут обойтись и без этих "поблажек". Да и плата за проезд должна бы соответствовать затратам на него. Но тут уже тупик: для некоторых граждан и нынешние четыре рубля за поездку - слишком дорого.

Смотрите также: