У всех коней Клодта рак?

   
   

У реставраторов фирмы "Интарсия" уже есть опыт работы с первой парой коней. Главный специалист фирмы, автор проекта и руководитель работ Владимир Сорин рассказал, что поверхность на 85 процентов оказалась пораженной "бронзовой" болезнью, которую еще называют "раком меди".

Ни одна скульптура города не имела такой тотальной, находящейся в предельной стадии, болезни. Дело в крайне неблагоприятном местожительстве коней - по Аничкову мосту идет нескончаемый поток машин, да еще из-за расположенных с двух сторон светофоров они здесь останавливаются и газуют. Зимой колесами разбрызгивается и попадает на поверхность памятников снег с солью, песком и прочими вредными веществами, разъедающими металл. Язвы достигли глубины в триста микрон, они уже видны невооруженным глазом, а ведь скульптуры сделаны Клодтом с тщательностью ювелирного изделия, проработана каждая шерстинка на шкурах коней. Если не остановить процесс разрушения, вместо шедевра со временем может остаться обмылок. Скорее всего "раком" поражена и вторая пара коней.

Реставраторы умеют с "бронзовой" болезнью бороться, методики успешно претворялись на Медном всаднике, памятнике Петру I Растрелли - там, правда, были лишь небольшие очаги. Первый этап - расчистка, а затем обработка специальным веществом - односернистым аммонием, который уничтожает болезнь. Реставратор "Интарсии" Петр Португальский с кисточкой и ведерком аммония, который за едкий запах мастера называют "вонючкой", облазил весь памятник, на каждую группу потребовалось двое суток.

Болезнь побеждена, но теперь скульптуру нужно покрыть защитным слоем, иначе при установке на мосту все возобновится. Разработано защитное покрытие, которое испытали в камере искусственного климата, настроенной на особо жесткие условия. Испытания дали гарантию сохранности памятника в течение десятков лет.

Не решен еще один вопрос - какого цвета будут кони? Мы привыкли видеть их темно-асфальтовыми. И непонятно, то ли они чугунные, то ли из крашеного гипса. А между тем Петр Клодт рассчитывал, что на его бронзовых конях будет видна игра светотени, которая особенно красива на благородном металле. Специалисты "Интарсии" предлагают темно-оливковый цвет, свойственный бронзе, покрытой патиной. Решение за специальным научно-реставрационным советом. Еще одна неожиданная проблема: основания скульптур - плинты - оказались в трещинах и утратах. Сейчас плинты приведены в порядок, но если установить памятники на гранитные постаменты, которые не реставрировались и по-прежнему имеют отклонения от вертикали, трещины разойдутся. Поэтому делается компьютерная модель, которая подскажет, какой должна быть новая конструкция опор. Конечно, самым здравым было бы реконструировать не только скульптуру, но и гранитные пьедесталы, но этого не делается. Возобновленную четверку мы увидим весной.

Смотрите также: