Жена Учителя не ведет дневник

   
   

Впрочем, за границей эти этические вопросы ни критиков, ни зрителей не волнуют хотя бы по той причине, что Бунина мало кто знает. Режиссер рассказал, как при подготовке к съемкам побывал во французском городе Грассе, где Бунин прожил 18 лет и стал Нобелевским лауреатом. Входя в мэрию Грасса, Алексей наивно предполагал, что стоит назвать имя Бунина, ему тут же с радостью укажут адрес писательской виллы. Но потребовалось четыре часа напряженных поисков, в которые включились и полиция, и местное экскурсионное бюро, прежде чем одна древняя старушка указала здание. Когда-то рядом с виллой лежал камень, на котором была мемориальная надпись, но режиссер обнаружил его валяющимся далеко в стороне... Зато история, происшедшая в Крыму, где шли съемки, показала, что у нас Бунина уважают, и дала режиссеру уверенность, что он находится на верном пути. Простые рабочие из группы, несколько дней наблюдавшие за артистами, подошли к исполнителю главной роли Андрею Смирнову с томиками Бунина и просьбой: "Иван Алексеевич, подпишите, пожалуйста".

Учитель вовсе не ставил целью, чтобы после его картины кто-то взял в руки Бунина, хотя все может быть. Для него интереснее заглянуть во внутренний мир, показать обстоятельства жизни великого человека. Ну а в реакции публики важно, может быть, самое простое:

- Увиденную историю каждый пропускает через себя, сопереживает. Чем сильнее, тем крепче ниточка между экраном и зрителем. На следующий день после показа в Сочи я покупал в киоске воду. Продавщица говорит: "Видела вашу картину. Как начала плакать, так до конца и не могла остановиться". - "Почему? Что-то подобное в жизни было?" - " Нет, но мне так всех жалко. Это же про нашу женскую долю". Вот практически идеальный результат, которого хотелось бы достичь.

- И еще - чтобы как можно больше зрителей картину увидели?

- В октябре был на пяти кинофестивалях, в ноябре предстоит еще шесть. Кстати, в Америке на одном из просмотров побывал сам знаменитый создатель "Звездных войн" Джордж Лукас, который потом прислал мне по факсу письмо с теплым отзывом. Мне важно, что картину видят в Америке еще и по той причине, что она выдвинута на "Оскара" как одна из лучших иноязычных, но члены нашего отборочного комитета не могли мне толком объяснить, как и когда она будет переправлена в Американскую киноакадемию. Если говорить о России, хочу разобраться, что же происходит с нашим кинопрокатом. Откровенно сказать, уже очень от всех этих забот устал, но ситуация такая, что все нужно делать самому.

- А какой из моментов создания фильма вам наиболее интересен?

- Когда отбираешь актеров, тут просыпается инстинкт охотника и радость точного попадания. Все отмечают совпадение артиста Андрея Смирнова и его персонажа. От этой внешней схожести у моей постоянной сценаристки Дуни Смирновой - дочери Андрея и родилась идея ленты. Когда мы закончили предыдущую картину "Мания Жизели", Дуня в шутку сказала: "А теперь снимем о Бунине. Папа нам сыграет".

А еще я люблю процесс монтажа, когда, как пасьянс, складываешь картину. Она во многом отличается от сценария. Например, сюжетный ход, связанный с дневником жены Бунина, мы придумали в последний момент.

- А вы сами ведете дневник? Или ваша жена?

- Я - нет. Супруга Кира Саксаганская, по профессии переводчица, на этой картине стала моей помощницей, занимаясь международными связями и переговорами. Она не ведет дневник наших взаимоотношений, но на ней все документы, переписка. Можно сказать - дневник фильма "Дневник его жены".

- На пресс-конференции один журналист обратился к вам: "Учитель!" Прозвучало торжественно...

- У меня на такие штуки есть стандартный ответ: "Можете называть меня завучем". А вообще фамилия не редкая. Прихожу в Москве в одно официальное заведение, представляюсь, и вдруг они страшно засуетились. Чувствую, что-то не то... Оказалось, по их округу депутат московской Думы с такой же фамилией. Ну а если вы намекаете, не возомнил ли я себя мэтром, учителем, снимая фильмы о нашей истории и замечательных людях, в то время как большинство режиссеров стараются сделать что-то побыстрее и подешевле, то претензий у меня нет. Как нет предубеждения перед любым жанром - все хороши, важен уровень подачи. Мы с Дуней уже несколько лет думаем о фильме с современной тематикой.

Смотрите также: