Женское наступление

   
   

Этот случай столетней давности произошел с некой молодой особой, Еленой Николаевной, которой посчастливилось стать одной из первых женщин-фармацевтов Петербурга и работать в самой первой женской аптеке, открывшейся 5 июня 1901 года. Подобная аптека для петербуржцев была весьма необычным явлением, поскольку в начале ХХ века занятие фармацевтикой считалось сугубо мужской привилегией. Здесь же весь персонал, включая низших служащих, состоял из женщин, и лишь "для особых случайностей" на должность второго провизора был приглашен единственный мужчина. Елена Николаевна тогда исполняла обязанности помощницы провизора. Первым посетителем оказался молодящийся старичок, который при входе, почтительно сняв цилиндр, с любопытством обвел взглядом идеально чистое, с новенькой изящной мебелью и высокой конторкой помещение и остановил свой взгляд на "интеллигентного вида" провизорше:

- Позвольте, сударыня, осведомиться: это и есть первая женская аптека?

- Совершенно верно, что прикажете?

От этого вопроса старичок на минуту опешил:

- Pardon, не в моих правилах приказывать даме, тем более посвятившей себя такому прекрасному делу, как фармацевтика. Я чрезмерно счастлив, что случай привел меня сюда в день открытия. Поддержать столь прекрасное начинание - священный долг всякого интеллигентного человека. И мне кажется, что вовсе не нужно быть безусловным сторонником эмансипации, чтобы сказать, как давно ощущалась потребность в такой аптеке. Для приготовления лекарств нужна женская ручка как символ милосердия, тогда самое горькое лекарство превращается в фиал с нектаром...

- Вам угодно заказать лекарство? - прервала его провизор.

- Нет, это я вообще: слава богу, в услугах медицины пока не нуждаюсь, - и вдруг, явно испытывая сильное смущение, продолжил: -вот не будете ли вы столь добры: Только мне, право, неловко... Обыкновенно я обращаюсь за этим к мужчинам, - произнес он, косясь на второго провизора. - Бога ради, madame, простите, пожалуйста, бутылку Гунниди-Янос попрошу вас. Тысячу извинений, знаете ли, желудок шалит, а он, как известно, престол души, - забормотал покупатель. - И еще таблетки от кашля - "Не кашляй", что ли, называются.

Вконец смущенный покупатель, расплатившись, поспешил ретироваться к выходу. С этого момента Елена Николаевна была "обречена" терпеть смущенно-недоверчивое отношение нуждающихся в медикаментозном лечении. Спустя несколько минут в аптеку вплыла дама, которая могла бы по праву занять председательское кресло в клубе толстяков:

- Женская аптека здесь, что ли? - И в ответ на "что вам угодно?" она ахнула. - Только как же я такой молодой особе говорить об этом буду! Вы замужем или барышня? У вас тут мужчины-аптекаря нет ли? Есть? - и со словами "давайте его сюда, с мужчиной я скорее сговорюсь" дама переместилась к соседнему прилавку.

А у дверей уже топтался чей-то кухонный мужик, которого "барыня послали за лекарством".

- Покажите рецепт, - попросила провизорша.

- Не извольте, барышня, беспокоиться, лучше я их подожду, - указывая на провизора, замялся мужик. Но, поддавшись уговорам, сигнатурку все же протянул, и пока Елена Николаевна занималась изготовлением лекарства, не спускал с нее глаз. А уходя, уже у дверей вдруг остановился и в тревожной задумчивости робко промолвил:

- А барыня серчать не будут?

- По какому случаю?

- А вдруг, барышня, ошиблись, не то дали: В казенной лавке - дело другое, на каждой посуде билетик имеется, посади кого хочешь, не промахнется.

Потом были еще посетители, среди которых попадались смешливые молодые повесы, интересующиеся, "нет ли в продаже лекарства от икоты или для храбрости", и к концу рабочего дня Елена Николаевна начала подумывать, а правильно ли она сделала, что закончила курсы и поступила на работу в аптеку. Но спустя несколько дней посетители к ней попривыкли, а вскоре волна эмансипации буквально захлестнула Петербург: спустя пару месяцев открылась первая женская ветеринарная клиника, юные дамы волной пошли в железнодорожные ведомства. Мужчины стали стремительно сдавать "свои" професии: Вряд ли тогда кто-то мог предположить, чем все это кончится спустя десятилетия - женщина-трактористка, женщина-шпалоукладчица и т. д.

Смотрите также: