Пятый интернационал

   
   

Когда-то наша страна была населена народами, которые, если верить тогдашней литературе, меж собой крепко дружили, а также проповедовали интернационализм на более широком уровне - оказывали братскую помощь всем угнетенным народностям, даже если те об этом и не просили. Потом с нашим интернационализмом что-то случилось, и плюнуть в соседа-"инородца" для некоторых стало способом национальной самоидентификации. Но питерская культура, "питерская национальность" часто становится единственной преградой для развития ксенофобии в нашем городе.

Здесь хранится ДНК

Петербург строили и обживали люди разных национальностей. В столице учились представители почти всех народов империи и сопредельных стран, здесь они впитывали мировую культуру вместе с петербургской. Такая тенденция сохранялась и в советское время. По последней переписи, в нашем городе зафиксировано 128 национальностей.

Вот уже 11 лет в здании ДК имени Кирова работает организация под названием Дом национальных культур - она объединяет несколько десятков разных национальных обществ. Сокращенно эту организацию назвали ДНК - с глубоким философским подтекстом. Бессменный руководитель ДНК Олег Родзевич уверен, что его Дом - это носитель петербургской информации о многонациональных корнях города, о его полиэтнической культуре. ДНК, созданный в период развала СССР, на деле, а не на бумаге продолжает сеять семена дружбы между народами.

Здесь есть и руандийцы, согнанные гражданской войной с родных земель (почти все они учились в нашем городе и не смогли вернуться домой), и вепсы - исконные жители севера России. Полноправный член ДНК - землячество псковичей. Хотя все они русские, но таким образом хотят подчеркнуть близость к малой родине. И пока Россию сотрясают межнациональные конфликты, в ДНК мирно уживаются чеченцы, русские, грузины, абхазы. Важнейшее отличие ДНК от прочих организаций, имеющих национальный окрас, - полное игнорирование политических амбиций представителей того или иного народа. ДНК объединяет национальные общества по культурному принципу, а не для того, чтобы предаваться шовинистическим идеям. Учить родной язык - тем, кто его подзабыл или никогда не знал, отмечать национальные праздники и вообще вспоминать о своей малой родине.

Дети разных народов

Увы, в глазах обывателя представители других национальностей в Питере - это прежде всего рыночные торговцы-южане, которые ведут себя не слишком культурно как на рынке, так и в быту, устраивая из снимаемых квартир какие-то грязные биваки. Конечно, в известной степени они докучают петербуржцам. Но ведь мы покупаем их товар! Значит, их услуги кому-то нужны.

Другое дело, как говорит Олег Родзевич, если люди живут в нашем городе довольно долго. Привыкать к европейской жизни они не спешат хотя бы потому, что практически нет рычагов, которые могли бы на них воздействовать. Если люди сутки напролет орут, как в лесу, в квартире панельного дома, плюют семечки на пол, а половики вытряхивают из окон, их нельзя оштрафовать, выселить, лишить вида на жительства. Поэтому и кричат вслед соседи: "Понаехали тут!"

Урегулирование межнациональных конфликтов бытового характера - тоже задача национальных обществ ДНК. Не секрет, что главы обществ регулярно общаются с правоохранительными органами, потому что милиция понимает: порой предотвратить преступление на национальной почве может только тот, кто знает жизнь той или иной общины в Петербурге. И авторитет национальных обществ для представителей многих народов выше авторитета милиции.

Солнце эфиопской поэзии

Конечно, и в других странах есть национальные проблемы. Например, когда Япония упростила въезд на заработки, толпы полунищих азиатов хлынули в эту страну. Особенно преуспели иранцы: они уставили лотками с дымящимися лепешками и бараниной все городские улицы и парки. И через некоторое время японские граждане подали петицию в правительство: уймите "вестарбайтеров". Для иранцев въезд снова почти закрыли. Но самым забавным в этой истории была формулировка, согласно которой иранцам отказывали в визе: оказывается, они мешали жителям японских городов любоваться сакурой, а это для японцев - незыблемая традиция.

Этот случай выглядит почти анекдотичным - на фоне многих кровопролитных межнациональных конфликтов. Были забавные случаи и у нас. Один студент из африканской страны написал тогда еще советскому правительству: почему, мол, в вашей стране, где якобы нет расизма, среди министров нет ни одного чернокожего? А другой африканец, из Эфиопии, написал Горбачеву: "Верните на родину солнце эфиопской поэзии!" Он, вероятно, не подозревал, что Пушкин всегда писал по-русски.

Вот чтобы меньше было межнациональных казусов хотя бы в пределах Петербурга, и работает Дом национальных культур. Сейчас он в стадии перемещения - покидает ДК имени Кирова и переселяется на Тамбовскую улицу. Причины две. Во-первых, на Тамбовской их ждет отдельное здание, что важно при таком количестве довольно посещаемых общин. Во-вторых, Дворец имени Кирова катастрофически разрушается, и Олег Родзевич не хочет, чтобы кого-нибудь из посетителей ДНК прихлопнуло отслоившейся штукатуркой. Воцарение на новом месте обещано к концу мая - как раз к дню рождения города. Ведь независимо от национальности, все мы прежде всего петербуржцы.

P.S. В семье говорят на родном языке 3% живущих в Петербурге евреев, белорусов, эстонцев, немцев, корейцев, 22% - азербайджанцев, 37% - грузин и 78% - цыган.

Смотрите также: