Лесные папарацци

   
   

Грибники и ягодники ходят в лес осенью. Охотники - в сезон охоты. И только люди с фоторужьем бродят по лесам и полям постоянно. На то, чтобы выследить и крупным планом сфотографировать дичь, иногда уходят годы.

Человек с фоторужьем

"Удачный снимок, когда душа радуется, выходит не чаще чем раз в два года, - утверждает председатель петербургского клуба фотоохотников Валерий Шишенков. - Например, журавлей я выслеживаю уже четвертый год. Знаю поле, где они постоянно пасутся. Но там к ним близко не подберешься - улетают. Только раз удалось по канаве подползти к ним поближе. Извозился весь, но несколько снимков все-таки сделал. В этом году определил, наконец, район, где у них расположено гнездо. Осталось совсем немного, прочесать квадрат метров триста на триста".

Как утверждают лесные папарацци, лису, например, выследить гораздо проще. Лучше начинать зимой. Следов полно, и нору легко отыскать. Наметишь несколько, а уже летом ходишь проверяешь. Жилая нора сразу узнается по характерному запаху. Там недельки на три надо поставить палатку, чтоб лисы к ней привыкли. Потом приезжаешь часам к четырем дня, залезаешь в палатку и ждешь. Часов около семи лиса пойдет на охоту, и вот тут главное не зазеваться.

А на зайцев хорошо ставить фотокапканы. Зимой они протаптывают в снегу целые тропы. Небольшие, метров 30-40 длиной. Бегает косой целый день по лесу где попало, но обязательно завернет на любимую тропку. Вот около нее фотоохотники прикрепляют к дереву фотоаппарат, вспышку, а через тропу натягивают леску, соединенную через систему блоков с затвором. Проскакал заяц, леску задел - и все, попался. Иногда, правда, случаются накладки. На капкан набредают настоящие охотники, с ружьями. И вместо косого на пленке оказываются их довольные лица.

Гнездовье охотника

Самыми ценными трофеями у лесных папарацци считаются снимки кабана, медведя, лося, волка, а также глухарей и тетеревов. Крупные животные попадаются редко. Валерий Шишенков охотится уже более двадцати лет, но медведя встретил только раз. Последнее время меньше стало и лосей, даже помета не найти, не то что живого сохатого. С глухарями проще. Недавно глухариный ток Валерий Всеволодович нашел совсем рядом с городом. "На днях туда ездили, - рассказывает Шишенков, - готовились к весне, валежник разбирали, ведь уже в конце февраля палатку ставить надо. Так было слышно, как операторы на бензоколонке переговариваются. Но глухари уже привыкли. Парочка над нами пролетела, только у нас рюкзаки с аппаратурой в стороне стояли, поэтому снять их не успели".

А самая экстремальная охота - на гнездящихся на деревьях птиц. Мало найти гнездо, надо еще водрузить на соседнее дерево помост и палатку, весом килограммов 30-40. А потом не один час провести на верхушке, раскачиваясь на этом насесте, в ожидании, пока, например, пустельга (сокол такой) вернется кормить птенцов. Может и не прилететь. Значит, боится, и палатку надо перевешивать: Иногда даже дерева подходящего рядом с гнездом нет, тогда охотник берет в руки топор и сооружает вышку. Работа может затянуться не на один месяц.

Сороки сниматься не любят

Бывают и неожиданные удачи. Иногда заяц выскочит из чащи на дорогу или лиса выскочит на опушку. Тут главное - не дергаться, замереть и не шевелиться. Минуты через полторы, если дичь не сбежала, можно начинать охоту. Конечно, если ветер дует с вашей стороны, животное моментально исчезнет. Главное - фотоаппарат держать наготове, по лесу идти тихо и вертеть головой в разные стороны.

Самая легкая для фотоохотника добыча - дрозд. Их в лесу много, и человека к себе они подпускают достаточно близко. А вот сороки и вороны сниматься не любят. "Даже в городе ворон полно, а попробуйте их сфотографировать - не получится, - говорит Валерий Шишенков. - Ворона очень умная птица. Можете пройти мимо нее в четырех метрах, она и головы не повернет. Но только остановитесь, сконцентрируете на ней внимание, наведете фотоаппарат, мгновенно улетит".

В ближайшее время Валерий Всеволодович намерен открыть охоту на соек. Они яркие, перья красные, сизые. На снегу очень красиво должно смотреться. А красота для лесных папарацци - главное. Потому что никаких материальных дивидендов фотоохота не приносит.

P. S. Питерский клуб фотоохотников существует уже 30 лет и считается одним из сильнейших в России. Сейчас в клубе около тридцати человек. У каждого своя специализация. Кто насекомых снимает, кто певчих птиц, кто животных. Увидеть работы фотоохотников можно на выставке в Зоологическом музее.

Смотрите также: