В середине беседы профессор Гнездилов предложил мне подняться на колокольню. Оказалось, что на чердаке - звонница. На балке висят семь больших колоколов. "Если хотите, можете позвонить..." Я попробовал звучание каждого колокола. Звук одного из них был мне приятнее, и я ударил еще несколько раз подряд.
- Издревле было известно: через колокол мы обращаемся к высшим сферам, к Богу, а через свист - к низшим. Поэтому, кстати, Соловей - именно разбойник, а в восточных единоборствах свистом сбивают с ног. Высокие звуки выводят психику из равновесия - если вы, например, возьмете очень высокий тон, из глаз невольно брызнут слезы. А низкие звуки колокола психику стабилизируют, - объяснил Андрей ГНЕЗДИЛОВ, врач-психотерапевт хосписа ≤1 Приморского района, профессор Психоневрологического института им. Бехтерева. - В библиотеке одного монастыря я обнаружил старинную книгу без обложки. И там прочитал поучение старца ученику, что когда покинешь сей мир, попадешь в сферу, где ты не будешь понимать, где ты, что с тобой происходит и кто ты. Тогда вспомни или услышь колокольный звон! Доверься ему, как если бы звук колокола был конем, и он вынесет тебя за пределы твоих мытарств...
Видите, какая сила дана колоколу - служить звуковым маяком для заблудившихся душ, мостом отсюда к более высоким сферам. И я решил попробовать колокола для лечения хронических болей у пациентов. Предложил больным самим выбрать звучание колокола, с какой силой бить, с каким ритмом, интервалами. Треть из них говорили о том, что звук колокола снимает боли. У другой трети пациентов боли не снимались, но они могли спокойно уснуть. Это тоже положительный эффект, потому что во сне они не страдают. Лишь у трети больных звук колокола вызывал негативную реакцию.
- С чего началось ваше увлечение колоколами?
- Вы знаете, что в сталинские времена колокола и звоны были запрещены? Репрессировали и звонарей, и тех, кто лил колокола, даже валдайские колокольчики. Многие храмы были взорваны. А я собирал колокола в комиссионках - из-за их красоты. И даже стал членом Ассоциации колокольного искусства России.
- Можно ли говорить о каких-то общих рекомендациях: как, когда и по сколько "принимать" целебные звуки колокола?
- Нет, все индивидуально, все проверяется экспериментально. Даже один человек в разном настроении выберет разные звуки. Есть наука софрология, которая утверждает: каждый орган у нас настроен на определенный тон. Есть музыка успокаивающая и возбуждающая. Скажем, некоторые звуки современных ансамблей могут вызвать горловый спазм и даже судорожный припадок! А с помощью колокола я снимал спазмы у больных, снимал боль, тревогу, погружал их в сновидения. Когда наш организм расстроен, звук колокола может его настроить. И этот верный тон, как первая скрипка, может вытянуть весь "оркестр". Мы как будто получаем звуковой оберег, который защищает наше личностное пространство.
- Звонари исполняют на колоколах сложные мелодии, "плетут фигуры". А в лечении тоже так?
- В лечении важна тональность. Если правильно подобрал звук, то сложность мелодии не нужна. Из индуистской традиции известно, что у человека семь чакр (особых вегетативных центров), расположенных по позвоночнику от копчика до темени. И этим чакрам соответствуют семь нот: до, ре, ми и т.д. снизу вверх. Можно подобрать чистые звуки колоколов, настроенные на сердечную чакру (анахату) или на горловую (вишудху). Больные люди деструктурированы - мнениями, тревогами, ожиданиями, страхами. Искусственные сумасшедшие ритмы города изматывают нас. Вот почему мы рвемся на природу, где ритмы естественные - волны, ветер, движение деревьев, облаков, солнечных зайчиков, теней. Удары колокола тоже ориентированы на естественные ритмы биения человеческого сердца, дыхания.
- Хорошо, а как быть тем, у кого дома нет звонницы? Где найти нужные звуки?
- Чтобы разыскать верный звуковой тон для себя, кроме колоколов можно использовать била, - Андрей Владимирович поднял тяжелую бронзовую пластину на веревке и ударил по ней - послышался низкий густой звук, который долго висел в комнате. - А можно взять обычную серебряную или мельхиоровую ложку.
Столовую мельхиоровую ложку он протянул мне. В каждую руку я взял концы ниток, на которых ложка висела. И заткнул уши свободными пальцами. Андрей Владимирович легонько ударил по ложке. Мою голову как бы изнутри заполнил низкий звук. Когда я приоткрыл уши, звук пропал, а заткнул - звук снова появился. Гнездилов взял небольшой колокол и стал обводить пальцем по ободу. Никаких ударов - а воздух загудел.
- Тот же эффект можно получить, если проводить пальцем по влажному стакану. Или можете использовать звон хрустальных бокалов. Главное - найти нужный именно вам звук, чтобы уйти из гнетущей или раздражающей ситуации. Любопытно, что этот "лечебный" тон совпадает со звуком вашего настоящего голоса. Чаще всего мы не знаем своего голоса - словно все время подражаем кому-то. И так же, как ставят голос певцам, каждому из нас необходимо найти свой истинный голос.
- А зачем вам домашняя колокольня?
- Сам звоню, но не часто. Старые звонари говорят: когда звонишь, надо знать, к кому ты обращаешься и зачем. Ведь ты нарушаешь молчание мира, и твой посыл должен иметь смысл. Так же, как нельзя на огне лампады греть чайник, невозможно затрагивать высшие сферы бездумно.
Смотрите также:
- Цифровые наркотики: чем опасны звуки? →
- Буддист Гребенщиков и русская музыка →
- Танцы на грани жизни →