На Пулковском меридиане

   
   

У ворот Главной Пулковской астрономической обсерватории с барельефами знаков зодиака открывается вид на гостиницу-общежитие. Если пройти мимо и подняться на гору, окажешься прямехонько на Пулковском меридиане.

Рабочий день астронома - ночь

Считается, что в Петербурге за год выдается 120 ясных и темных ночей, пригодных для наблюдения звезд. На самом деле получается даже меньше - интенсивная городская засветка, длинная череда туманов и дождей:

А в ясные дни астрономическое наблюдение начинается задолго до захода солнца - надо проверить работу механизмов, заранее открыть крышу павильона, чтобы выровнять наружную и внутреннюю температуру воздуха. В павильоне не предусмотрено никакого отопления, так что в холодную ночь условия почти экстремальные. Раньше астрономов даже специально экипировали - выдавали меховые брюки и тулуп.

Обычно ночь делится пополам: семь часов работает один астроном, потом - другой. Отоспавшись в общежитии, ученые обрабатывают результаты. Однако программа наблюдений оказывается иногда настолько интересной, что не терпится сразу же проявить фотопластинку.

Что нужно найти, прежде чем искать звезды

Чтобы не прерывать цепь наблюдений, в прежние годы питерские астрономы регулярно выезжали на Шпицберген, где полгода царит полярная ночь. Но при нынешнем финансировании, на которое здесь уже даже журналистам не жалуются (о чем говорить, если, например, зарплата зам. директора со всеми надбавками - около 150 долларов), такие командировки стали непозволительной роскошью. Кроме того закрылись многие филиалы Пулковской обсерватории. Наш некогда самый большой в мире 6-метровый телескоп около станицы Зеленчукская на Северном Кавказе занимает сегодня только 20-е место: в некоторых странах уже появились телескопы с диаметром зеркала 8-10 метров.

Однако питерские астрономы продолжают работу и даже получают за свои исследования престижные премии. В прошлом году, в частности, среди достижений Российской академии наук названы результаты наблюдений сверхновых звезд в инфракрасном диапазоне.

В начале XX века академик Аристарх Аполлонович Белопольский cоздал новое направление астрофизики - астроспектроскопию. Но сегодня Пулково, расположенное в непосредственной близости к городу, не самое подходящее место для астрофизических исследований. Поэтому в 60-70-е годы часть работ выполнялась в Чили. Специально для этой экспедиции на ЛОМО был изготовлен телескоп диметром 1,1 метра. Но в Чили случился переворот, и наши ученые не успели его там установить. Потом они неоднократно обращались и в Академию наук, и в министерство с предложением перевезти этот телескоп, например под Кисловодск. Но там надо было строить башню, и им отказали. А телескоп 15 лет бездействовал.

Несколько лет назад итальянские астрономы предложили установить его недалеко от Рима, в Аппенинах. Там расположена обсерватория Римского университета, и у них как раз пустовала башня. Однако телескопа и башни для астрофизиков мало. Нужны еще современные точные приемники излучения. Делаются они, между прочим, на тех самых полупроводниках, за которые петербургский академик Жорес Алферов получил Нобелевскую премию. Но наша промышленность их выпуск так и не освоила, поэтому итальянцы за 100 тысяч долларов купили такой приемник у американцев и установили его на российском телескопе.

Сверхновые рождает взрыв

Программа, финансируемая правительством Италии, называется "Поиск сверхновых звезд в инфракрасном диапазоне". "Эти звезды возникают в результате грандиозного взрыва. Яркость такой звезды сравнима с яркостью целой галактики, - говорит зам. директора ГАО по научной работе, специалист в области изучения звездной астрономии и астрофизики, доктор физико-математических наук Юрий Николаевич Гнедин. - Это даже не звезда, а смерть звезды. Считается, что такая вспышка в галактике типа нашей происходит примерно раз в сто лет. Ученые полагают, что вблизи центра галактики, где очень много газа и пыли, излучение перерабатывается в тепловое излучение пыли. А его, в свою очередь, можно наблюдать с помощью инфракрасных приемников. Это очень важная информация, которая позволяет судить о физике процесса".

Наши методики нужнее на Западе?

Очень часто разработки астрономов Пулковской обсерватории оказываются нужнее на Западе, чем в родной стране. Предложили, например, использовать методику ночных наблюдений за излучением звезд, чтобы определять состав примесей, вредных веществ, воды в верхних слоях атмосферы, а также аэрозольного слоя, что важно, например, для точности метеопрогнозов.

Начиналась эта программа в Петербурге, и первое время ее даже поддержал город. Но потом чиновники высказали пожелание: вот бы сделать такие приборы, которые можно поставить возле каждой заводской трубы. Тот аргумент, что наблюдения ведутся только ночью, когда трубы чаще всего не работают, их не убедил, и финансирование прекратили. А сейчас такая программа осуществляется совместно с германскими учеными.

Впрочем, банк идей у петербургских астрономов еще велик. Беды, постигшие отечественную науку, в определенном смысле обернулись для обсерватории благом - сюда пришли новые сильные специалисты. Например, из прекратившего свое существование Института теоретической астрономии.

Смотрите также: