Виктор Черкесов: "Я не супергубернатор - у меня другая работа".

   
   

На днях в гостях у редакции побывал полномочный представитель президента Виктор Черкесов. В преддверии нового года, за чашкой чая полпред хотел поговорить о важном, но журналисты, разумеется, сразу повели с гостем разговор о "горячем"...

Об отставке губернатора не думаю

- Виктор Васильевич, за полтора года вашей работы ярче всего освещалось ваше якобы противостояние с губернатором. В последнем интервью Владимир Анатольевич сказал, что "полпред сидит и думает, как отправить губернатора в отставку".

- Он же сказал, что это газеты пишут...

- Фактически он с этим согласился.

- Ну, бывает настроение у человека... Не знаю, мне трудно комментировать, потому что у меня мысли о другом. Полпред - не дублер губернатора и не супергубернатор, это другая работа. Повторю, я не собирался и не собираюсь быть губернатором Петербурга, никогда не занимался хозяйственной работой. У нас разные задачи и цели. Я отвечаю за то, что относится к зоне ответственности федеральной власти. Этих проблем, поверьте мне, больше, чем у губернатора города и любого другого регионального руководителя. За нами реализация политики Президента в вопросах обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности...

- Кстати губернатор о вас вспомнил в связи с правоохранительной деятельностью, точнее делами Малышева, Потехина, дескать, это все интриги...

- Понятно, что особый интерес вызывают уголовные дела по которым проходят крупные чиновники. Но я еще и в силу прежней своей профессии не вправе рассматривать прокуратуру или милицию в роли подрядчиков которые, ожидая, улавливая или прямо принимая поручение политической власти, будут возбуждать уголовные дела, предъявлять кому-то обвинение, отдавать кого-то под суд. Это не игрушки, за это отвечать надо.

- Но, как говорят, таких примеров достаточно...

- А у нас многое "выдергивается" из своего нормального состояния и объясняется чьим-то капризом, интригами... Это работа! Ею занимаются подготовленные и находящиеся на госслужбе люди. И такие "упражнения" - это манипуляция сознанием людей. Им предлагают рассматривать реальное уголовное дело как выпуск незарегистрированной газеты под выборы. Растиражировали какую-нибудь ерунду и пропали, и кто это сделал, кто ответит, никто не знает. Здесь так не бывает.

Без прессы...

- Но ваши отношения с губернатором все же определяются как напряженные. Считается, что есть полпредские СМИ, есть губернаторские. Одни ругают губернатора, другие вас.

- Это тоже хороший прием - говорить о наличии каких-то магистральных направлений в петербургской прессе. В отличие от губернатора Петербурга, Ленобласти и всех руководителей субъектов Федерации, у администрации президента и полномочного представителя нет "своего" органа массовой информации. Мы не являемся учредителями ни одного издания, в отличие от местных властей. Поэтому говорить, что у исполнительной власти регионов есть своя пресса, можно. Она есть, потому что получает деньги от власти и управляется либо назначенными властью редакторами, либо через средства бюджетного характера - денег могут дать больше или меньше. У нас этого нет. Хотя, было бы странным, если, например, РТР, государственная телерадиокомпания, оставляла бы без внимания работу основной в регионе федеральной структуры - полпредства Президента.

- Вас часто упрекали в закрытости для СМИ.

- Почти все, что мы делаем, - на виду. Но я уже говорил, есть вопросы обороны, безопасности и прочие. Вот ваши коллеги обижаются, когда у нас проходит, предположим, заседание координационного совета по проблемам экономической преступности. Пять минут на съемки, я говорю вступительные слова, а потом им душевно предлагают выйти. И после пишут: Черкесов провел закрытое заседание с генералами. Да нельзя с генералами открытое заседание проводить, если мы обсуждаем служебные вопросы! Какой толк, если они выступят перед вами с ритуальными словами. Они не скажут публично то, что надо бы сказать по существу, в силу специфики правоохранительной деятельности. Там оперируют именами, оценками событий, преждевременная огласка которых может нанести ущерб реальной оперативной и следственной работе. А кроме подобных вещей, все, что мы делаем и планируем, открыто.

Содействовать и контролировать

- По поводу планов: какие вы ставите задачи на будущий год в отношении нашего города?

- Думаю, главная задача - содействовать всему, что делает город благополучным и привлекательным. У нас беспрецедентная ситуация в связи с юбилеем. Никогда в современной истории страна столько не отдавала Петербургу. Деньги на масштабные юбилейные проекты - это та часть ресурсов России, которая перераспределена в пользу Петербурга. Надо сделать все, чтобы это в полной мере было использовано городом. Но юбилей - еще и повод для того, чтобы город предъявил России то, что создавалось в нем всей страной много лет. Неплохо было бы, например, в Республику Коми выехать труппе Мариинского театра и там продемонстрировать свое искусство. Или экспозиции Эрмитажа, Русского музея провезти по российским городам. Показать: это все у нас хранится, выставляется живет, но эти сокровища - ваши. В сетку федерального телевидения хорошо бы ввести два ежедневных часа питерского вещания, чтобы питерские виды, голоса и имена - то, что известно и любимо всей страной, - увидели и услышали... Это мы обязаны сделать.

- Скажите, контроль за расходованием средств, направляемых на юбилей, это ваша работа или нет?

- Ну да, в середине года целая кампания отшумела: "Одни работают, а другие контролируют". Между прочим, так жизнь всегда устроена. А если серьезно, то есть четкая задача, она независимо от юбилея прописана в указе о полномочном представителе: сопровождение тех проектов, что финансируются из федерального бюджета. У нас для этого есть инструмент - в состав нашего аппарата включена окружная инспекция Главного контрольного управления Президента. Эту работу курирует мой заместитель Валерий Большаков. Отчасти этим занимается и Счетная палата, а где надо, включаются возможности прокуратуры.

За жизнь и искусство

- Вашу жену называют одним из влиятельных лиц в городе. Причем именно потому, что она ваша супруга. Жена так сильно на вас влияет?

- Моя жена уже 11 лет главный редактор "Петербургского Часа Пик". По-моему, независимо от того, чьим мужем или женой является редактор одной из городских газет, - это фигура уже самостоятельного политического качества, которая по-своему влияет на жизнь города..

- Но по работе она вам советы дает, вы их слушаете?

- Дело в том, что прежняя работа в органах безопасности приучила меня оставлять служебные вопросы на службе. Мне трудно здесь себя преодолеть, да и необходимости такой я не вижу.

- Кстати, 20 декабря для вас был праздник.

- Причем тройной, помимо Дня сотрудников органов безопасности, у меня в этот день родились младшая дочь и зять.

- Кстати, о сыне губернатора много пишут, а вот о ваших детях ничего не слышно.

- И слава Богу. Все у них в порядке. Старшая дочь замужем, работает, младшая оканчивает школу - как все.

- Вас называют заядлым театралом, что понравилось из последнего?

- Последнее, что впечатлило, - спектакль московской студии Петра Фоменко "Война и мир". Я такого еще не видел. Несколько сцен из романа поставлены и сыграны поразительно. Трудно с чем-то сравнить, как и все настоящее, это только на себя и похоже. Мы ходим на все премьеры в Мариинский театр. Правда, тут мы с женой расходимся: мне нравится опера, ей - балет. Чаще ходим на оперу.

- Книги читать удается?

- Возможно, время такое или возраст - больше перечитываю. Новинки мы, чтобы не потеряться, конечно, покупаем и читаем: Пелевина, Акунина и прочих. Я не говорю про какое-нибудь "Голубое сало" - читать такие вещи не очень интересно, а на криминальные романы просто жаль времени.

- Что для вас лучший отдых?

- Лучше всего отдыхаю на даче. Особенно хороший момент - вечер в субботу: на даче, тихо, жена рядом, завтра воскресенье и все спокойно...

- Вы, говорят, шашлыки любите делать?

- Это кто-то написал. Хотя, в принципе, как можно шашлыки доверить делать женщине? Готовить я совсем не умею: только яичницу, и то, я думаю, не всегда может правильно получиться. Но мясо на огне - эту науку я превозмог.

- Ну а активные формы отдыха?

- В свое время активно занимался лыжами, волейболом, мальчишкой несколько лет играл в хоккей. Вообще я из того поколения, которое все виды спорта, кроме игры "Го", освоило. Во все на свете играли, и до сих пор, если любой спортивный предмет в руку взять, обуться и одеться, получается как надо. До переезда в 98-м в Москву спортом занимался регулярно. Потом жизнь изменила привычный уклад, и это ушло. И сейчас, из-за того, что не знаешь, где будешь вечером, сложно назначать какое-то время, договариваться с залом, бассейном...

- За "Зенит" не болеете?

- Ну что вы, я еще в 60-е годы ездил до кольца на трамвае и пешком километров шесть на Кировский стадион ходил. Сейчас времени нет, да и трудно просто так прийти на стадион. Вот я как-то пошел на выставку в Русский музей. Позвонил Владимир Гусев: "Виктор Васильевич, приходите, Айвазовский, очень интересно..." Прихожу - и что? Два микрофона, мы стоим на ступеньках у входа, перед нами множество людей, открытие выставки, приветственные речи... Боже мой! Иду по выставке, картины смотреть трудно, я там сам как ходячая картина.

- Публичность сильно давит?

- Это неудобное состояние. Надо было раньше начинать... наверное.

Смотрите также: