С 1 по 4 августа на сцене Мариинки пройдут выступления Театра балета Бориса Эйфмана, посвященные приближающемуся 25-летию коллектива. Каждый спектакль будет бенефисом в честь исполнителя главной партии. 2 августа балет "Русский Гамлет" объявлен бенефисом Игоря Маркова.
Специалисты считают, что Театр Эйфмана - единственный в России, развивающий современную хореографию на мировом уровне. Но вот сцены своей труппа до сих пор не имеет, располагается на скромной репетиционной базе - в бывшем кинотеатре. Придя на встречу с Игорем Марковым, я неожиданно оказалась в обновленном, отделанном с иголочки помещении. Неужели подарок города к юбилею?
Подарок дорогим гостям
Подарок дорогим гостям - Все преобразили к визиту к нам помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, - пояснил Игорь. - Путин с Бушем были в Мариинском, а Райс - у вас? Она поклонница Эйфмана?
- Госпожа Райс была не одна, а с министром обороны Ивановым и секретарем Совета безопасности Рушайло - именно они оказались большими поклонниками. Посмотрев подготовленную нами программу, Райс сказала, что теперь обязательно придет на наши спектакли в Вашингтоне. В Америке мы бываем регулярно, система настолько отработана, что билеты начинают продавать за год.
- Чем ваш театр отличается от многочисленных трупп современного балета в Америке и Европе?
- Тем, что любой наш спектакль имеет сюжетную, смысловую, эмоциональную нагрузку. Идет актерская работа всего коллектива. А у многих западных трупп при блестящем владении техникой все это теряется. На бумаге, в программке, все выглядит великолепно, а реализация на сцене такова, что спектакли становятся похожи. Хотя есть на Западе потрясающие хореографы - Киллиан, Ноймайер, Форсайд, Мац Эк.
- В России современная хореография до сих пор считается чем-то второстепенным, выпускники академии танцевать ее не рвутся. Как вы пришли к Эйфману?
- В академии я тоже мечтал быть классическим танцовщиком, был заражен "вирусом Рузиматова". Мы ходили на все его спектакли, перенимали манеру исполнения, которая нам совершенно не подходила. Попасть в Кировский театр было в то время очень сложно, это несколько лет спустя стали брать по 10-15 человек с курса: нужно было увеличивать труппу, чтобы, пока одни работают здесь, другие - гастролируют. Ну а я уехал в Новосибирский театр, где был великолепный коллектив, оригинальные постановки. Я работал и был счастлив, но театр закрывали на ремонт. Вернулся в Петербург и начал работать у Эйфмана. Он еще в училище говорил моему педагогу: "Маркову не нужно танцевать классику, лучше - современные вещи". Нужен диктатор
- Эйфман в театре диктатор?
- Безусловно. Мы с ребятами часто говорим на эту тему, переживаем, хотя и понимаем: как иначе управлять таким контингентом, как актеры? Да и чтобы театр рос, необходим лидер.
- Я слышала, что в вашем театре у актеров чрезвычайные нагрузки, еще и поэтому сюда побаивается идти молодежь. Как, к примеру, строится ваш обычный день?
- Да все однообразно: целый день находишься на базе, с утра урок, потом репетиция. В промежутке нужно отдохнуть - сходить на массаж, поесть, поспать. Бывает, нет времени и сил заехать домой, здесь на диванчике где-нибудь приткнешься, покемаришь. Уже не обращаешь внимания, что рядом говорят, ходят, звонят. Когда выдается свободный вечер, люблю смотреть драматические спектакли. Нужно себя провоцировать, чтобы не вариться в собственном соку. Без новых впечатлений люди начинают повторяться, а зрители повторения не прощают.
- О балеринах мы знаем больше, чем о танцовщиках. Диету, к примеру, вам соблюдать надо?
- Это ведь стереотип, что для балерин диета обязательна. Все зависит от организма. Я ем то, что нравится, что хочется. Когда работы много, это не сказывается. Сейчас репетируем новый спектакль. Там есть интересная задумка - номер с элементами степа. Наш педагог с таким увлечением "бьет чечетку", что это заражает. В танце вообще главное - чтобы тебя завело. Танец возникает тогда, когда человек не находит слов, а ему нужно выплеснуть свои эмоции, выразить состояние. На сцене все это видно.
Любовь по-русски
- Чем вам симпатичен ваш герой - Павел? Мне он представляется таким несчастным.
- Я считаю, если выбрать для себя такое определение, образ получится односторонним. Может быть, и хорошо, что Павел так долго ждал своего часа - замыслы его вызрели. Короткий период его правления был вспышкой в истории России, о которой до сих пор спорят историки. В архивах находишь материалы, в которых люди восхищались им. А его интерес к театру! Павла прозвали Русский Гамлет, актеры отказывались выходить на сцену, говорили, что двух Гамлетов в одном зале быть не может.
- Знаю, что на Западе спектакль принимали на ура, наша публика - сложнее.
- На Западе любят профессионализм, искренность. Если не обманешь - примут и полюбят. У нас, в принципе, то же самое, но публика более внимательная, придирчивая, что заставляет с особенным волнением относиться к спектаклю на родине.
- У нас каждый - Гамлет?
- Наш человек доверчив, он может при первой же встрече распахнуть душу, но глубокое доверие в нем долго воспитывается, его все время грызет червь сомнений. У нас и к правителям должен быть долгий период воспитания доверия, и даже к театру. И мы в Петербурге похожи на виртуальную труппу, увидеть - проблема.
- Вам лично мешает "бездомность" театра?
- Ко всему привыкаешь. Балетный век короток, многое надо успеть сделать. Был период - 7 лет без отпуска. Иногда вполне хватает недели, чтобы отдохнуть, отвлечься. Монотонное существование - скучно.
Смотрите также:
- Зиновий Корогодский: "Свобода - это шанс на превосходство" →
- Лев Додин: "Театр - это история, из которой нет выхода" →
- Люблю риск! Валерий Фокин о людях и инопланетянах →