В телефонном справочнике 1977 года дома и дворцы культуры занимали несколько страниц. Сейчас многие из них следует искать в других рубриках - они называются всякими разными "центрами". Но из прогулок по городу складывается впечатление, что здания с вывеской "ДК" частично сдаются под всякие конторы, частично просто загибаются. На слуху только монстры, так называемые "двухтысячники" - ДК Ленсовета, ДК Горького и "Выборгский", которые живут за счет неплохих концертных залов на 2 тысячи мест.
Его пример - другим наука
В ДК железнодорожников - первом российском народном доме, который построила графиня Панина для просвещения трудящихся ровно 100 лет назад, - нет такого крупного зала. Поэтому здесь предпочитают устраивать танцевальные вечера для тех, кому глубоко за: Пенсионеры - публика управляемая, стульев не ломают, степенно танцуют под джаз такого же степенного Вила Тарасова. Но здешние танцы на порядок выше подобных вечеров в каких-нибудь других ДК. Спросите у любого их участника: сюда принято приезжать даже из дальних пригородов, до 400 человек собирается. Здесь одинокие пожилые люди влюбляются и находят себе пару - на всю оставшуюся жизнь.
К сожалению, за ДК железнодорожников уже давно закрепилась слава "пенсионерского дворца", хотя молодежь сюда тоже забредает. Но на пути молодежи от метро возникает клуб "Тоннель" и многих сбивает с курса. Нипочем это только Детскому мюзик-холлу, где занимается около 500 детей. Но неопределенность статуса дворца в течение ряда лет сыграла свою роковую роль. Несмотря на то что ДК считался очагом культуры железнодорожников, здание принадлежало городу. А здание, в отличие от многих других ДК, построенных в эпоху бетонного примитивизма, действительно завидное - все-таки настоящий модерн, да еще и с башней под обсерваторию. Правда, обсерватория не действует с 50-х годов, потому что на Лиговке царит постоянный смог, затуманивающий любое светило. Но в остальном все исправно, даже сохранились итальянские статуи из каррарского мрамора, которые Панина привезла из своего свадебного путешествия. Естественно, что возникло много желающих выгнать нищее культурное учреждение из красивого особняка. Администрация ДК совсем приуныла, но тут городу понадобился Варшавский вокзал - и Октябрьская железная дорога, официальный патрон ДК, предложила обменять особняк на вокзал. Так и сделали. Теперь среди расходов железной дороги есть пунктик и для ДК - хотя здание и в приличном состоянии, но стены внутри покрасить не мешало бы.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих
Если у ДК железнодорожников железный принцип - ничего не сдавать в аренду, то почти все остальные ДК не видят в аренде ничего дурного. Или объясняют наличие арендаторов тяжелой жизнью. Действительно, если в фойе крупного ДК днем ничего не происходит - отчего бы не поторговать там трусами или пустить в боковую комнатку турфирму? В принципе, это не запрещено, но, как шепотом рассказывают сами культработники, среди арендаторов такие субчики попадаются, что потом их не выжить, или наделают долгов - и свалят неизвестно куда, а потом приходят кредиторы.
Некоторые ДК живут относительно прилично - с проблемами, конечно, но крутятся, и кружки сохраняют, и народное творчество поощряют, в общем, остаются очагами культуры для населения, которому, оказывается, все еще хочется самовыражаться, а не только смотреть сериалы или новости. Доказывает это лист регистрации участников фестиваля самодеятельной культуры "Три века Санкт-Петербурга" - уже 500 тысяч человек. Вот, например, маленький дом культуры "Рыбацкий" - и помещение у него незавидное, и расположен на отшибе, и население вокруг не самое жизнерадостное, а жизнь ключом бьет. Потому что его администрация заинтересована в сохранении его как очага культуры, а не чего-то другого. А вот если администрация хочет только денежку выколачивать или просто бездарна, то все пропало. Например, практически умерли ДК имени Цюрупы и ДК имени Кирова. И если первый никогда особенно не процветал, а его не слишком удачное расположение в промзоне Обводного канала только усугубляло его беды, то развал некогда могучего и известного ДК Кирова - пример вопиющей бесхозяйственности. В огромном здании рухнуло все, что могло рухнуть (например, знаменитый Мраморный зал), а оставшиеся куцые уголки сданы в аренду кому ни попадя. Близок к захирению ДК имени 1-й Пятилетки, который весь занят боулингом, но тамошняя администрация свое бездействие объясняет шаткостью положения - дворец оказался в зоне интересов Мариинки и может вообще быть снесен.
Реклама - двигатель культпросвета
Но общее положение дел в культпросвете не так трагично, как можно было бы подумать. Как говорит ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры Александр Гаврилов, сложившееся среди обывателей мнение о полном крахе системы домов культуры базируется в основном на том, что они себя никак не рекламируют. В прессу попадает только реклама концертов в залах дворцов, но не их остальная деятельность. Реклама стоит дорого. Но достаточно пройти мимо, скажем, Дворца культуры имени Ленсовета, и сразу видишь, что здесь существует масса курсов, кружков и секций: от индийского классического танца и аквариумистов до аквалангистов и спелеологов. А уж вышить-выжечь - эти науки можно постичь практически в любом доме культуры.
Из существовавших в советское время дворцов и домов культуры фактически прекратили свое существование только два: ДК имени Карла Маркса (он жил в церковном здании) и Клуб железнодорожников (дом снесен). Все остальные в том или ином виде существуют. Например, в ДК "Маяк" живет театр "Петербург-Опера" - да, кружков там теперь нет, но никогда особенно и не было, а культура здание не потеряла. ДК имени Володарского стал спорт-клубом - то есть по-прежнему открыт для народа. ДК имени Крупской стал книжным центром - это тоже имеет отношение к культуре. ДК пищевиков на ремонте и будет молодежным домом творчества. ДК имени Газа вообще расцвел: когда-то Кировский завод его выкинул за ненадобностью, а потом посмотрел на выживший в полной нищете дворец и сменил гнев на милость, взял обратно на прокорм. В общем, ничего не пропало. Между прочим, для желающих сравнивать: в Америке, традиционно не охваченной культпросветом, тоже масса кружков и тьма желающих заниматься в них, только делается все куда более стихийно. Зато выживает действительно сильнейший и нужнейший, а неинтересные сообщества вымирают сами.
P.S. Преподаватель в ДК получает 2-3 тысячи рублей. Тот, кто получает больше, совмещает две ставки. Средний возраст преподавателей - старше 50 лет.
Смотрите также:
- «Миша жив в песнях». Ольга и Алексей Горшеневы – о лидере группы «КиШ» →
- Борис Гребенщиков: "На баррикады я пошел бы... из любопытства" →
- БГ: Мы пираты! →