Судьбу решил ночной звонок

   
   

В кинотеатре "Аврора" демонстрируется фильм Андрея Звягинцева "Возвращение", получивший высшую награду Венецианского кинофестиваля "Золотой лев святого Марка" и приз за лучший дебют "Золотой лев будущего". Такого успеха не добивалась ни одна российская картина! На днях стало известно, что "Возвращение" будет бороться за "Оскара" в номинации "Лучший иностранный фильм". Лента произвела фурор и среди прокатчиков, ее хотят купить более тридцати стран.

Сюжет картины прост: два брата-подростка живут с матерью, и вдруг - после десятилетнего отсутствия - является отец, которого мальчишки помнят только по фотографии. Отец берет их в путешествие и в течение нескольких дней хочет воспитать, как настоящих мужчин: он суров и требователен, говорит строго, а то и руку поднимает. Братья по-разному реагируют на "воспитание", тонкая ниточка взаимопонимания то возникает, то рвется: Заканчивается поездка трагически.

Премьера картины состоялась сначала в Новосибирске, откуда родом режиссер, затем в Петербурге (картина снималась на Ладоге и на Финском заливе) и уже после - в Москве. С петербургскими журналистами встретились Андрей Звягинцев и исполнитель одной из главных ролей четырнадцатилетний Иван Добронравов.

Андрей

До "Возвращения" Андрей, закончивший актерский факультет, снял лишь три серии телевизионной ленты "Черная комната". По мнению генерального продюсера "REN TV" Дмитрия Лесневского, - удачно, поэтому он предложил сделать полнометражное кино. Сценарий Александра Новотоцкого и Владимира Моисеенко также нашел Лесневский. "Как-то в час ночи он позвонил, - вспоминает Андрей, - такого никогда не бывало! Дмитрий спросил, прочел ли я сценарий. Я ответил, что я на восьмой странице. "Во сколько бы ты ни дочитал - звони". - "Это будет часа в четыре утра". - "Жду". Дмитрия эта история сильно тронула, а меня - не сразу, лишь спустя какое-то время подобрал к ней ключик, понял, про что можно снимать".

Журналисты тут же заинтересовались, про что, но режиссер охладил: "Я принципиально ни с одной аудиторией не говорю, о чем фильм. Ну представьте, что мы стоим на берегу и смотрим на закат, и вдруг я начинаю объяснять, какие красивые облака. Зачем рассказывать то, что видно? Я не могу навязывать свой взгляд".

Тогда Андрея попросили рассказать о том, что "не видно": где же десять лет пропадал отец мальчишек? "Для меня он не важен, - пояснил режиссер. - В сценарии были атрибуты, указывающие на его прошлое, но из фильма я изгнал все приметы, так неужели буду отвечать на этот вопрос!"

Вот о том, как нашел мальчишек, рассказал: "Прочитав сценарий, я понял, что мне нужны два юных Бурляева из "Андрея Рублева" - задача практически невыполнимая. В течение полугода мы проводили кастинг в Москве и Петербурге, и - выпало счастье! - нашли. Ваня Добронравов и Володя Гарин - прирожденные актеры, которые удивительно все чувствовали. Актеру не нужно "понимать", он должен, как собака, чувствовать". (Володя Гарин двух месяцев не дожил до венецианского триумфа картины, в июне он утонул на Ладоге.)

На вопрос о творческих планах режиссер ответил, что ощущает "страх второго фильма, который может оказаться провальным. Когда на тебя пристально смотрят и ждут - легко оступиться. Понимаю, что это страх деструктивный, но не знаю, как побороть".

Иван

14-летний актер выглядел едва ли не более спокойным и рассудительным, чем режиссер. Общались они "на ты", Андрей даже спихивал Ивану некоторые вопросы, но тот скромно замечал, что его ответ все-таки будет неполным. Когда журналисты поинтересовались, изменился ли он после съемок, Иван сказал, что это со стороны виднее, по его ощущению, - нет. С друзьями отношения никак не изменились: "Я не хочу и никогда не буду превышать себя над другими". На просьбу охарактеризовать, кто из двух братьев сильнее духом, резонно заметил: "Каждый - по-своему, сила у них разная".

Смотрите также: