Они живут в разных городах, у каждого из них своя работа. Но приходит час (а он приходит четыре раза в год) - и знатоки надевают смокинги, садятся за круглый стол с волчком в центре и начинают разгадывать вопросы. А после игры вновь возвращаются по домам - ждать следующего раза. Но, несмотря на такую периодичность появления на экране, знатоки "Что? Где? Когда?" - самые настоящие телезвезды.
Михаила Муна уже не называют "талантливым молодым игроком" или "самым ярким знатоком нового поколения". Он давно на равных с грандами знаменитой телевикторины - Поташевым, Друзем, Двинятиным. Мы встретились с Михаилом в офисе инвестиционной компании, где он работает трейдером в подразделении с красивым названием "Отдел слияний и поглощений", и попросили его ответить на вопросы уже не телезрителей, а нашей газеты.
Трейдер
- Михаил, я так понимаю, что вы здесь тоже зарабатываете деньги своим собственным умом?
- Да, умом и языком (смеется). Я работаю на фондовом рынке - одном из немногих мест, где интеллект и способности человека без привлечения каких-то дополнительных инструментов превращаются в деньги.
- И чем же вы занимаетесь?
- Все очень просто. Я покупаю и продаю акции по заказу клиентов. Или помогаю им покупать и продавать.
- Элементы игры, азарта присутствуют в вашей работе?
- Конечно. Органическим элементом нашей профессии является понятие "риск". Риск неизбежен, с ним надо считаться, учитывать его. А где риск, там и игра. Ведь любой прогноз не бывает стопроцентным. Как и любая версия в игре.
- Ваша телепопулярность не мешает вам в жизни и в работе?
- Я по натуре флегматик и интраверт, и мне бывает неудобно, когда подходят на улице и начинают что-то говорить. А вот в работе - помогает. Когда я знакомлюсь с клиентом, а он меня уже знает по "Что? Где? Когда?", рабочие отношения складываются быстрее.
Знаток
- Каким было детство знатока? Наверное, все время книжки умные читали?
- Детство у меня было самое обычное. Но читать действительно научился рано. У нас дома были книжки со всевозможными головоломками, логическими задачками, мне они очень нравились. Да, еще когда мне было лет пять, я смотрел "Что? Где? Когда?" и у меня возникло твердое убеждение, что это - мое, что я обязательно буду играть. Потом это ощущение забылось.
- А когда вернулось?
- На первом курсе, когда я и начал играть. То, что показывают по телевидению - это на самом деле верхушка айсберга. Есть целое движение "Что? Где? Когда?", в котором участвуют тысячи знатоков. Проводятся чемпионаты России, мира. А телевизионная версия - это жестокая игра: много достойных людей и мало места. Но мне повезло - я и отбор прошел удачно, и первый раз на ТВ удачно сыграл. Это было зимой 1997 года.
- Сколько правильных ответов вы тогда дали?
- Ни одного. Но количество ответов - это не самый важный показатель. Любая гипотеза или даже полгипотезы, высказанные в ходе командного обсуждения, могут натолкнуть на правильную версию. Мы называем это пасом - как в футболе. Заслуга того, кто пасует, не меньше, чем того, кто дает ответ.
- Что необходимо для того, чтобы "взять" вопрос?
- Очень важный фактор - опыт. Во внутреннем строении многие вопросы похожи, количество типов ограничено. Чем больше человек играет, тем чаще впоследствии дает правильный ответ. В большинстве вопросов телевизионного "ЧГК" логика редко применима, там должны работать тонкие ассоциативные связи. Почему иногда сильная команда проигрывает, а неизвестная - выигрывает? Потому что логики и знаний недостаточно. Необходимо что-то еще.
- Озарение? Кстати, откуда оно берется?
- Озарение - это реакция мозга на некий раздражитель. Раздражителем может быть все что угодно - командное обсуждение, ведущий, задающий вопрос или слова капитана: "Отвечает Михаил Мун". Пошла ассоциативная цепочка, она быстро раскручивается, и ты понимаешь, в чем дело. Часто бывает, что в минуту обсуждения ответ у тебя в подсознании уже есть, и главное - добраться до него.
- Как вы готовитесь к игре?
- Стараюсь как можно лучше выспаться и ограничить себя от сенсорных ощущений. Обычно сижу в гостиничном номере, если смотрю телевизор, то видеоклипы с приглушенным звуком, если читаю, то что-то расслабляющее. Коплю энергию.
Закулисье
- После смерти Ворошилова многие думали, что игра на этом закончится. Тем не менее ведущим стал Борис Крюк:
- И "Что? Где? Когда?" стала его полноценной авторской программой. При Крюке игра осталась живой, не стала клоном прежних игр. Недавно я пересматривал старые игры - тогда передача шла два с лишним часа! Но тогда это было уместно, таким был ритм жизни. Ворошилов был великим человеком. Он тонко чувствовал нерв эпохи, и он в свое время понял, что играть на книжки уже нельзя - это будет фальшью.
- И знатоки стали играть на деньги. А потом опять перестали.
- Потому что на деньги играют во многих играх, и играют только из-за них. И здорово, что Крюк отказался от этого.
- Такое ощущение, что вопросы стали хуже, больше стало "на знание".
- Не согласен. На любой вопрос можно найти ответ. Кроме вопросов из 13-го сектора. Но это элемент случайности, нормальный в игре. Как в футболе: одна команда играет по ветру, другая против ветра.
- Михаил, что за кошка пробежала между вами и Александром Друзем?
- Ну: (улыбается и очень долго молчит.) Что я тут могу сказать?.. Может быть, это фактор одного города? Не случайно самые непримиримые соперники - "Милан" и "Интер", "Рома" и "Лацио". Но никакой войны между нами нет. Надо будет сыграть в одной команде - сядем и сыграем. При встрече здороваемся, пожимаем руки. Кто-то кому-то может не нравиться - это нормально.
- Значит, так и не расскажете?
- (Снова улыбается и молчит.) Да не могу я сказать, что это какой-то серьезный конфликт. Не было никаких скандалов, мы не вредим исподтишка друг другу. Эти разговоры пошли после того, как мне два раза хотели присудить "Сову", а Саша накладывал свое вето - но это его право. Я уважаю чужие мнения.
Игрок
- Я уже понял, что вы неравнодушны к футболу:
- Да, я очень люблю футбол. Я считаю - и мне кажется, обоснованно, - что хорошо разбираюсь в футболе. Даже считаю себя футбольным аналитиком. Я понимаю, что происходит на поле, кто куда бежит и почему именно туда бежит.
- Боюсь, многие думают так же, как вы.
- Но у меня это подтверждено тем, что я играю на букмекере и довольно успешно.
- Так вы еще и на тотализаторе играете?! А еще во что?
- В университете много играл в карты, в преферанс.
- И тоже успешно?
- Да. Почти всегда выигрывал. Но я человек не азартный, скорее, прагматичный. Если бы проигрывал, не стал бы играть. Когда я начинаю чем-то заниматься, у меня появляется стимул заниматься этим профессионально. Мне приятно не то, что я выигрываю деньги (тем более что ставлю совсем мало), мне приятен сам факт - я профессионал, я в этом разбираюсь, а выигрыш - объективный тому показатель.
Справка "АиФ"
Михаил Мун. Родился 25 февраля 1975 г. в Гатчине. Окончил СПбГУ, факультет прикладной математики и процессов управления. В "Что? Где? Когда?" играет с 1991 года. С 1997 г. в элитарном клубе. Обладатель "Хрустальной совы" (2002 г.) Женат, в марте 2002 г. родился сын Андрей.
Борис Крюк о Михаиле Муне (из интервью журналу "Огонек"):
":Для "Что? Где? Когда?" оптимальным считается вопрос, на который знаток ответа не знает, но путем сопоставления своих знаний и чувств за минуту этот ответ находит. Считаю, что в этом смысле Михаил Мун просто феноменальный игрок. Думаю, в "Своей игре" он проигрывал бы. В знаниях он не смог бы соперничать. Но по разгадыванию вопросов Мун один из лучших".
Смотрите также:
- Александр Невзоров: Я - первый среди равных, но непонятно, до какого могу дойти предела →
- Между Богом и маммоной. Михаил Боярский - о служении Отечеству и команде миллионеров →
- Дмитрий Хрусталев: «Ленина и Путина пародировать легко» →