Рудольф Фурманов: "Если б я был импотентом, театра бы не было"

   
   

Этой осенью у Рудольфа Фурманова и его театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова - урожай юбилеев. Мастеру сравнялось 65, его творческой деятельности - 45, а любимому детищу - первому в стране контрактному антрепризному репертуарному театру - 15. Фурманов еще и литератор, автор книг "Из жизни сумасшедшего антрепренера" и "Неугомонный!" Поразительно, но "сумасшедшим антрепренером" ему - инженеру, начальнику бюро вентиляции ленинградского НИИ - удалось стать еще при советской власти, когда и слова-то "антрепренер" не употребляли, ну а "сумасшедшим" член партии, начальник, не мог быть по определению. Но именно за рабочим столом Рудольф Давыдович придумывал не только рацпредложения, но и свой будущий театр, записывая в блокнотике воображаемый репертуар буквально по дням. И все эти грезы удалось воплотить!

А каково бывало удивление коллег, когда у дверей института останавливалась в ожидании Фурманова машина, в которой сидел, к примеру, Анатолий Папанов, или Николай Симонов, или Вадим Медведев. И они ехали на "встречу со зрителями", на которой у Рудольфа была задача - объявить выход звезды, а то и подыграть в сценке.

Двойная жизнь инженера-антрепренера в конце концов закончилась: Фурманов, которого друзья-актеры не зря любовно называли "Рудик", - выбрал их! (А Вадим Медведев именовал друга еще более интимно -"Рубздилка".) О былом Фурманов вспоминает с превеликим удовольствием.

"Костлявая рука"

- Андрей Миронов приезжал в Ленинград каждую неделю на один выходной. В его Театре сатиры это был четверг. Обычно он заранее присылал телеграмму с одним и тем же текстом: "Костлявая рука голода". Я встречал его с "Красной стрелы" в 8.30, а случалось, что в 9.00 у нас уже был первый концерт. Как-то поставили рекорд - выступили за день 17 раз! В основном мотались по домам отдыха Карельского перешейка. Чтобы легче успевать с концерта на концерт, я пригласил Клару Лучко с кинороликами. Заканчивали выступать с Мироновым, я объявлял Лучко, и мы мчались дальше.

Вначале работали в основном от общества "Знание", и мне нужно было придумывать темы лекций. К примеру, 10.00 - "Работа артиста в театре", 12.00 - "Работа артиста в кино", 14.00 - "Шансонье", 16.00 - "Моя жизнь в Театре сатиры", 18.00 - "Музыка и песня", 20.00 - "История русской комедии" и так до бесконечности. Неизменным оставалось одно: лектор Андрей Миронов, вступительное слово - Рудольф Фурманов.

Так как концертная ставка у артистов была 15 рублей, я придумал, как ее увеличить. Выступления назывались - театрализованное представление "Ваш выход, товарищ артист". Исполнители ведущих ролей Андрей Миронов, Лариса Голубкина, Вадим Медведев, Анатолий Папанов и другие получали по три ставки плюс процент за мастерство и плюс гастрольная надбавка. А вот у Товстоногова вообще не было разовой концертной ставки. И когда мы выступали в ДК имени Дзержинского, возникала проблема: как заплатить? Георгия Александровича, лауреата Ленинской премии, проводили по документам как уборщицу ДК, нанятую на три месяца. Маразм советской власти.

...Я помогал артистам зарабатывать деньги, а они учили меня мастерству. Так, сначала Папанову просто подыгрывал, а потом этот номер "оброс", и мы стали на равных. С Евгением Леоновым я играл три сцены, подыгрывал великому Николаю Симонову, подбрасывая реплики за Барона ("На дне", Горький). С Вадимом Медведевым создали целый спектакль "Обыкновенная история" по роману Гончарова (в концертном исполнении). Я играл Александра Адуева. Однажды мне посчастливилось сыграть "Обыкновенную историю" и с Михаилом Козаковым. В течение многих лет играли с Вадимом Медведевым маленькую пьесу Виктора Розова "Незаменимый", даже - в день открытия очередного съезда партии на сцене БКЗ "Октябрьский".

Рубленосцы

- Как выживаем сейчас? Наш театр полностью на самофинансировании, без бюджетной дотации. Контрактный. Это - новая модель театрального хозяйствования, сочетающая контрактную западную систему и русскую репертуарную. Каждый день играем собственные спектакли. Все, как в государственных театрах казалось бы, но артисты-то не в штате, все на контракте, дотации нет. У меня нет постоянных спонсоров, а есть Его Величество зритель. Когда мы с Андреем Мироновым бегали выступать из санатория в санаторий, то видели, как в зрительный зал направлялись отдыхающие. Билет стоил 1 рубль, и в шутку Андрей называл отдыхающих "наши рубленосцы". Я и сейчас иногда в шутку в кассе театра спрашиваю: "Ну что, рубленосцы заходили?" Потому что все диктует зритель. Билеты недешевые, 100-250 рублей, но из этих денег я вы-плачиваю гонорар артистам, выпускаю новые спектакли, содержу штат администрации и художественно-постановочной службы. Затрат много - от изготовления и расклейки афиш до оплаты коммунальных услуг. Когда надо, я и личные средства вкладываю. Вот сейчас много снимаюсь, но можно ведь на гонорары, заработанные на сериалах, поехать отдыхать в Канны, а можно создать новый спектакль.

Как меняются зрители, можно проследить по Книге отзывов. Раньше артист был для публики "на пьедестале", а сейчас хвалебный отзыв об игре актера Андрея Носкова могут сформулировать так: "Андрюсик, ты наш пупсик". Еще пишут: "Ой, как у вас клево!". Понимаю, конечно, что времена меняются, но не могу представить, чтобы так зрители могли назвать Николая Симонова - "наш пупсик, Колясик".

Прелесть театра в том, что в одной постановке собираются артисты разных государственных театров. И поэтому с "Ленфильма" часто приходят, чтобы увидеть всех разом и выбрать на сериал.

Нюх на пьесы

- Актеры и режиссеры часто приходят с идеями, и мы создаем спектакль с нуля, потому что готовые я не принимаю, у нас не прокатная площадка. Вот принесли пьесу "Полуденный раздел" П. Клоделя, я почитал, придумал новое название - и выпустили спектакль "Запретный плод". Я падок на названия! "Как он лгал ее мужу" - я давно вынашивал эту пьесу, потому что в ней когда-то играл Смоктуновский. С Иннокентием Михайловичем мы создали спектакль "Откровение" и, не имея собственной сцены, играли его в Театре комедии и даже на сцене Большого театра кукол.

Я рад, что открыл драматурга Василия Сигарева для Петербурга. Спектакли по его пьесам "Гупешка" и "Похищение" явились театральным событием.

Мечта остается

- Все ли сбылось в моей жизни? Негосударственный театр новой формации создал, репертуар из заветного блокнотика - в основном классический! - реализовал. Хотел быть артистом - и удалось играть, да еще со звездами. Хотел сниматься в кино - и это свершилось. Хотел, чтобы у меня была жена актриса, - и это было. А что не сбылось? Хочу сыграть очень большую кинороль, чтобы не сходить с экрана и поразить всех!

Что дает мне силы и энергию? Любовь. Вот если стану импотентом, театра не будет. Не могу пропустить ни одного привлекательного женского лица, несмотря на то что рядом красивая молодая жена. Меня красота возбуждает. Мы с супругой ждем ребенка. Мой старший сын - Влад Фурман, главный режиссер нашего театра, ставит спектакли и снимает кино.

...Многих из моих друзей-актеров уже нет на свете, их портреты украшают мой кабинет и наш театр. Как-то зашел Виктюк, поразился: "Да они все с тобой! Ты понимаешь, что они тебе и оттуда помогают?"

Смотрите также: