В советские времена каскадеры на киностудиях были в почете. Трюкач получал как народный артист республики, 56 рублей за дубль съемок. Рисковых парней привлекали, не глядя на документы. Хотя приказ по Госкино предписывал каскадерам каждые два года проходить аттестацию и получать разрешение на работу. Об этом не вспоминают как минимум 15 лет.
Риск за гроши
В середине 90-х каскадеры в Питере страдали от дефицита работы, но 5-6 лет назад начался бум криминальных сериалов. Расценки здесь в 2-4 раза ниже, чем в большом кино, но зато работа стабильная и, как правило, непыльная - в большинстве случаев речь идет о том, чтобы красиво упасть, прыгнуть, получить по лицу и т. д. И питерцев на съемочных площадках стали теснить варяги.
Сегодня в Петербурге насчитывается около 50 каскадеров, из которых активно работает человек пятнадцать. Собственной трюковой школы в Петербурге никогда не существовало, во многом из-за опасения старших подвергнуться конкуренции со стороны молодых. Зато, например, в Москве существует несколько школ. Их выпускникам не хватает места в столице, и они готовы сниматься за гроши, в том числе и в Питере. А продюсеры сериалов рады сэкономить.
По оценкам специалистов "Ленфильма", не менее трети каскадерской работы в Петербурге выполняют приезжие, которые не доросли до настоящих дорогостоящих трюков. А старым профессионалам приходится ориентироваться на редкие высокобюджетные картины и на Запад. По признанию одного из питерских каскадеров, участвовавших в трюковой массовке при съемках фильма "Золотой глаз" (серия о Джеймсе Бонде), он обеспечил себя финансово на несколько лет вперед. Между тем, по информации Ассоциации каскадеров России, востребованный каскадер зарабатывает 10-12 тысяч долларов в год. При этом никто не получал за трюк больше 5 тысяч долларов. Для Запада, где платят понедельный оклад плюс трюковые, это детский лепет. И это означает, что отечественное кино может потерять многих трюкачей экстра-класса.
"Каскадер - это диагноз"
Президент Петербургской гильдии каскадеров Олег Корытин считает, что можно ожидать повального исхода профессионалов из страны. По его мнению, в кино сегодня вкладываются большие деньги, идет борьба за качество - и это очень благие тенденции. А дилетанты есть и будут в любом деле.
- Сейчас появилась реальная возможность создавать совместные команды, где работают каскадеры из Петербурга, Москвы, Белоруссии. Это очень положительная тенденция.
- В том числе и в финансовом отношении?
- Я бы не хотел называть конкретных сумм, но многие продюсеры, к счастью, стали понимать, что хорошие трюки не могут стоить дешево. Например, мы принимали участие в съемках фильма "Антикиллер", и стоимость некоторых трюков там составляла десятки тысяч долларов. В сцене нападения на банк в центре Москвы мы разбили 9 машин представительского класса.
- Какие картины с участием каскадеров сейчас снимаются на "Ленфильме"?
- Практически закончилась съемка кинокартины Рогожкина, написанная по его же оригинальному сценарию под названием "Сериал". Там проходит тема 20-х годов нового советского государства, много конных трюков. Снимался и такой эпизод: некий мужчина собирается покончить с собой, прыгнув с крыши, внизу толпа зевак, подбегает милиционер и кричит ему: "Если прыгнешь - застрелю!". Суицидник прыгает прямо на милиционера, остается жив и убегает. Высота была 12-14 метров. Этот серьезнейший трюк выполнил Юрий Пангаев. До этого снимался эпизод: погоня за санями по льду озера с падением одного из всадников на полном скаку.
- Какие трюки сейчас наиболее востребованы?
- В современных фильмах превалируют детективные и военные сюжеты. Осенью прошлого года мы работали на картине Дмитрия Месхиева "Свои". Тема начала Великой Отечественной войны. Там у нас было очень много работы на взрывах, работы с мотоциклами. Выделяются также высотные акробатические трюки, всевозможные поединки, драки и много автомобильной работы.
- В исполнении каких трюков происходит развитие мастерства?
- Например, перевороты машин. Недавно на НТВ прошел премьерный показ сериала "На виражах". Там работала группа петербургских каскадеров, и работа с автомобилями - своеобразный шаг вперед в развитии профессии. На картине "Свои" был эпизод: нападение партизан на обоз с полицаями, едущими на свадьбу. Начинается стрельба по этому обозу, лошади должны упасть, следующая сцена - наши главные герои подходят к расстрелянному обозу, лежат убитые лошади, полицаи. Под присмотром ветеринарного врача мы делали лошадям уколы снотворного и 30 минут могли спокойно работать.
- Я знаю, что многие ваши коллеги по "Ленфильму" не в восторге от конкуренции с приезжими каскадерами:
- Я не против конкуренции. Но большинство известных каскадеров работают в кино по 10-15 лет. Бывшие спортсмены, исполнившие на площадке пару мордобоев, часто бросают профессию после первой же травмы. Каскадером считается тот, кто отработал несколько картин и научился главному - делать свое дело основательно, десятки раз все проверив. У каскадеров есть основная этическая норма: не делать вещей, опасных для актеров, и всегда быть рядом с товарищем. Бывали случаи, когда один каскадер срывался, а второй ложился под него. А разбежаться и удариться головой о стену - не проблема. Вопрос только в том, какими будут последствия и понравится ли эффект зрителю.
- Как вы оцениваете уровень подготовки наших каскадеров по сравнению с западными?
- Наши отличаются более высоким уровнем психологической и физической подготовки. Западные коллеги, естественно, превосходят нас в технической подготовке.
- Многие ваши коллеги опасаются, что компьютерная графика может вытеснить вашу профессию из кино.
- Уверен, что трюк, сделанный вживую, невозможно заменить.
Опасное кино
За 85-летнюю историю "Ленфильма" съемки унесли жизни десятков актеров. Не успел выпрыгнуть из машины. Неудачно упал с лошади. Неосторожно обошелся со взрывчаткой. Был случай: при съемках батальной сцены забыли вынуть пули из патронов. Профессионалы говорят, что каскадер - это диагноз. Простому смертному не понять, как человеку может нравиться ежедневно падать, взрываться, гореть.
О деньгах здесь стараются не думать. Если каскадер будет прикидывать, стоит ли за 300-800 долларов переворачиваться в горящей машине, он решит, что не стоит. Или сломает себе шею. Это в Америке каскадеры зарабатывают в среднем по 100 тысяч долларов за фильм. Они все просчитывают и относятся к профессии как к бизнесу. В России каскадер может заработать на подержанную иномарку. Поэтому в каскадерах не задерживаются те, кто пришел ради славы и острых ощущений. Зато остаются - навсегда.
Здесь не бывает повторяющихся трюков. Сегодня ты - рыцарь, завтра - бандит, послезавтра - женщина. В ходе работы осваиваются навыки - работа с оружием, пиротехникой, езда верхом, гонки на мотоцикле, скалолазание, прыжки с высоты. Травмы и смерть - лишь часть профессии. От этого не застрахованы даже самые известные. Например, уже 15 лет ни одна страховая компания мира не готова поручиться за жизнь Джеки Чана. Список травм Джеки - это наиболее убедительный ответ тем, кто считает, что каскадером можно быть без боли и крови.
Смотрите также:
- Режиссер Игорь Зайцев: как заставить зрителя смеяться? →
- "Больше меня мерзавцев сыграл только Басилашвили" →
- Артур Ваха. Американский «совок» →