"Пулково": принудительная посадка

   
   

В августе количество рейсов из Пулкова за границу сократится минимум вдвое. Авиакомпанию, создаваемую на базе ФГУАП "Пулково" и ГТК "Россия", не пустят ни на одну из 39 международных авиалиний, по которым нынче регулярно курсируют питерские лайнеры.

Большое присоединили к малому

Слить воедино "Пулково" и "Россию", подчиненную Управлению делами президента РФ, власти задумали еще в 2002 году. "АиФ-Петербург" уже рассказывал (см. "Хроника пикирующего Демченко" в номере от 11.02.2004), что затевалось все для "совершенствования перевозок высших должностных лиц государства". Долго спорили, кому в кого вливаться. Самолетов было примерно поровну - 44 у Питера и 39 у Москвы. "Пулково" рассчитывало на верховенство. Оно в 10 раз превосходило будущего партнера по объемам ежегодных перевозок и получало за год по миллиарду с лишним рублей прибыли. А "Россия", заимевшая еще в 1999 году коммерческое "крыло", чтобы окупать воздушные путешествия президента, премьера и председателей обеих палат Федерального собрания, увязла в долгах.

Однако Управделами Владимир Кожин оказался сильнее. В августе 2004-го вышел президентский указ N 1119, предписавший присоединить "Пулково" к "России", предварительно выделив из состава питерской компании аэропортовый комплекс. А 17 февраля 2005 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом расписало путинский указ по срокам: на отделение аэропорта - три месяца, на слияние с государственно-транспортной компанией "Россия" - еще три месяца. В середине августа 2005 года в Государственный реестр юридических лиц должна быть внесена запись о прекращении деятельности федерального государственного унитарного авиапредприятия "Пулково".

"Россию" тоже "подготовили" - у нее забрали все имущество, имеющее отношение к перевозке высших должностных лиц государства, т. е. все самое лучшее. Остались два ИЛ-62, три ТУ-214, пять ТУ-154М, четыре ТУ-134 и пять Як-40. К этим 19 бортам и хотят присовокупить почти полсотни самолетов "Пулкова".

Брэнда нет - гони монету

Когда губернатор Валентина Матвиенко боролась за то, чтобы объединенная авиакомпания была зарегистрирована в Санкт-Петербурге, она вряд ли предполагала, какой придет "Россия" к объединению. Но главная беда для города в другом: после августа 2005 года нарушится нормальное воздушное сообщение Петербурга с Европой и другими иностранными государствами.

Дело в том, что за границу не может совершать регулярные рейсы кто попало. Чтобы получить право на самостоятельные международные перевозки, а тем более - на доставку своих пассажиров с использованием маршрутных сетей партнеров, авиакомпания "Пулково" должна была попасть в 15 межправительственных соглашений, вступить в международную ассоциацию авиаперевозчиков (IATA) и заключить 107 договоров с 76 зарубежными авиакомпаниями. Кроме того, чтобы продавать билеты на свои рейсы за рубежом, "Пулково" заключало в каждой стране отдельный договор об участии в единой системе взаиморасчетов BSP.

"Россия" межправительственными соглашениями не уполномочена, в IATA и BSP не состоит. С потерей пулковского брэнда придется по новой заключать договоры, переоформлять права и "стучаться" в международные организации. И пока объединенную компанию в них не примут (если примут), за границу из Питера людей будут возить регулярными рейсами только иностранные перевозчики.

Количество рейсов против нынешнего уменьшится минимум вдвое. Если Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) будет ждать, пока новая компания встанет на ноги и не пустит никого на ее "поляну", ажиотаж продлится полгода-год. Если ФАВТ разрешит иностранцам или тому же "Аэрофлоту" направить новые "борта" на питерские международные линии, объединенная компания лишится главного источника дохода: в 2004 году регулярные авиаперевозки принесли "Пулкову" около 160 миллионов долларов.

Пиррова победа Смольного

Только прямые убытки от присоединения "Пулкова" к "России" эксперты оценивают в 50 млн долларов. Плюс нынешние долги "России", достигшие, по некоторым данным, 35 млн долларов (причем примерно на 40% этой суммы будут начислены пени за просрочку). Плюс упущенная в любом случае выгода. По какому бы варианту ни развивались события, выходит, Смольный одержал пиррову победу. Вместо процветающей компании, способной пополнять питерский бюджет еще больше, чем "Пулково", город получит "пикирующего" перевозчика плюс долгосрочные проблемы с международным авиасообщением из собственного аэропорта.

И.о. гендиректора "Пулкова" Александр Головин разослал по всем инстанциям, "принимающим решения" (Матвиенко, Клебанов, правительство РФ), сигнал SOS - аналитическую записку, оценивающую вероятность банкротства объединенной авиакомпании в период от одного года до двух лет как "крайне высокую". Однако доводы "Пулкова", как и три года назад, в расчет никто не принимает. Не услышан и голос беспристрастного эксперта - бывшего замминистра транспорта, лично готовившего долгие годы в правительстве РФ межправительственные соглашения по авиаперевозкам. "Федералы" разводят руками и показывают наверх.

В самом "Пулково" не склонны объяснять происходящее чьей-то злой волей и говорят разве что о недомыслии чиновников. Там надеются как минимум - растянуть слияние на год, чтобы постепенно передать все права и не нарушить регулярное сообщение. Как максимум - что будет пересмотрен... пункт указа, предписавший, кого к кому присоединять. Что самое удивительное, в новейшей российской политике уже есть подобие прецедента. Для празднования в Москве 60-летия Победы хотели закрыть московский аэропорт "Внуково", как закрывали "Пулково" на 300-летие Петербурга. На сей счет был даже выпущен некий документ. Но его потом пришлось отозвать из-за большого количества протестов.

Смотрите также: