Моя младшая дочь оканчивает начальную школу. Недавно родителям объявили, что в средней школе классы будут сформированы заново, один составят из сильных учеников, другой - из слабых. Но разве правильно делить детей на умных и не очень?
А. Киреева
На вопрос отвечает доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Игорь Добряков:
- В данном случае учителя не учитывают психологических и социальных закономерностей развития ребенка. Переход в пятый класс - это новый сложный этап обучения. Ребенку тяжело начинать его, разрывая прежние дружеские связи, заново отыскивая свое место в коллективе. При этом проблемы возникают как у детей, попавших в "слабый" класс, чувствующих себя людьми второго сорта, так и у попавших в "сильный" и боящихся утратить статус лучшего ученика. Кроме того, программа средней школы, как правило, перегружена. В элитных гимназиях и лицеях это во многом связано с желанием угодить амбициозным родителям, выбирающим детям ту школу, которая обещает дать больший объем знаний. Учителя в таких школах не всегда считаются с потребностью детей иметь свободное время для общения и игр. А школьники настолько поглощены соревнованием, кто лучше, что тройка в четверти может оказаться поводом к суициду. Недавно в одной из хороших школ небольшого, но богатого нефтяного города в течение года отмечалось несколько суицидальных попыток у школьников в подобной ситуации.
Но школьные проблемы гораздо глубже. Профессия учителя сегодня дискредитирована. В школу идут работать либо подвижники, либо неудачники. Последние проецируют на детей свои комплексы. Мы все чаще сталкиваемся с таким явлением, как дидактогения, когда неправильные действия учителя могут стать причиной появления у учеников нервно-психических расстройств. Приведу пример. На уроке биологии учитель рассказывал старшеклассникам о строении человеческого скелета, объяснял, чем мужской скелет отличается от женского. А потом говорит: "Теперь посмотрите на Петрову, обратите внимание, какой у нее таз, ей будет легко рожать". Можете представить себе, как класс потом "оттягивался": "Петрова, покажи таз!". У девочки развилась депрессия, она перестала ходить на занятия. В итоге ей пришлось сменить школу. К сожалению, такие случаи не редкость.