Восточные слабости

   
   

Девятому Петербургскому международному экономическому форуму хозяева подготовили достойный фон. Накануне губернатор Валентина Матвиенко и заместитель председателя Госсовета КНР Цзэн Пэйянь основали на берегу Финского залива российско-китайскую "Балтийскую жемчужину". А уже во время форума Владимир Путин заложил в Шушарах завод по производству автомобилей "Тойота" вместе с председателем совета директоров компании, председателем Федерации экономических организаций Японии господином Хироси Окудой.

Напрашивается вывод: северная столица в очередной раз показала пример всей России. Привлекаются инвестиции, создаются новые рабочие места, преображается заброшенная или пустующая территория. Предприятия, построенные на деньги китайцев и японцев, будут платить налоги в бюджет Петербурга (первая очередь "Балтийской жемчужины" сдается в 2008 году, первые машины марки "Тойота Камри" сойдут с конвейера в Шушарах в декабре 2007 года). Но Владимир Путин, выступая в Таврическом дворце, об экономических успехах малой родины не обмолвился ни словом.

Пример - это то, чему можно и нужно следовать. А опыт Петербурга в остальной России применим едва ли. Почти все городские успехи, включая увеличение доходной части бюджета, достигнуты благодаря пробивной мощи губернатора Валентины Матвиенко, ее связям в Москве, ее близости лично к Путину. Никто другой не перетащил бы в Петербург офисы "Совкомфлота", "Внешторгбанка" и прочих крупных компаний. Но добавим, что ни в какой другой город "Совкомфлот" из Москвы и не переехал бы. Да и "Совкомфлотов" на все российские города все равно не хватит.

Матвиенко действовала как настоящий большевик. Она добилась положительных результатов, используя для достижения поставленной цели все методы и средства, доступные ей и только ей. Порой они (как в истории с "Лукойлом") могли плохо соотноситься с понятием свободной конкуренции. Однако в условиях современной России непременно давали результат, тогда как все прочие методы и средства - обычные, не большевистские - результата не давали, не дают и дать не могут. Нужные законы у нас не писаны. А если писаны, то не соблюдаются. А если соблюдаются, то "избирательно". Потому и нет сегодня ни в России, ни в Петербурге того, что называется "благоприятный инвестиционный климат". Не созданы у нас экономические, политические и прочие условия, заставляющие стекаться сюда капиталы со всего мира. И оба новых инвестиционных проекта - и китайский, и японский - едва ли воплотились бы в жизнь, не имей каждый из них под собой мощную политическую составляющую.

"Балтийская жемчужина" обойдется китайцам в 1,3 млрд долларов. "Тойота" на свой завод в Шушарах даст 4 млрд рублей. А в день открытия ПЭФ Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings оценило отток капитала из России в 2004 году в 33 млрд долларов. Есть от чего Владимиру Путину спохватиться и выступить на форуме - кажется, впервые за все пять лет своего президентства. Хотя мировые цены на нефть и газ по-прежнему высоки, темпы экономического роста в России замедляются, а инфляция растет. Успехам отдельно взятого Петербурга на этом фоне радоваться вряд ли стоит. Скорее, они дают лишний повод задуматься о степени участия государства и его отдельно взятых представителей в хозяйственной жизни. Даже если участие это идет во благо.

Смотрите также: