Алло, Фемида!

   
   

Известный с давних времен термин "телефонное право" и поныне продолжает оставаться невеселой реальностью. Но вот тревогу уже начали бить судьи, которых "достали" своими звонками и просьбами чиновники.

Настолько "достали", что президиум Совета судей РФ принял постановление, в котором предложил служителям Фемиды фиксировать "внепроцессуальные контакты" - визиты и звонки граждан, пытающихся повлиять на решение дела. И не просто фиксировать, а записывать конкретные предложения третьих лиц на диктофон - чтобы впоследствии к недобросовестным чиновникам можно было применить меры. Какая перспектива у данного постановления? Об этом мы беседуем с председателем городского гарнизонного военного суда, председателем Совета судей Санкт-Петербурга Юрием КОЗЛОВЫМ.

Телефонное право в корне неправо

- Юрий Анатольевич, следует ли ожидать кардинального изменения в ситуации с "телефонным правом"?

- С одной стороны, нельзя говорить о возможности использования аудиозаписей в качестве доказательств по делам о давлении на суд в силу процессуальной некорректности. Для этого должны быть соответствующее решение суда и санкция в порядке оперативно-розыскной деятельности или в рамках конкретного уголовного дела. Не ясно вот еще что: ведь все записи судьи должны будут обрабатывать, кодифицировать, а затем прослушивать с целью обнаружения признака состава преступления. В судах работы хватает и без этого. С другой стороны, надо уже что-то делать с этой проблемой. Мне кажется, здесь речь идет, что называется, о постановке вопроса: судья должен оценивать доказательства, а не статус того или иного должностного лица. Не надо звонить судьям и о чем-то просить их! Необходимо воспитывать уважительное отношение не только граждан, но и руководителей всех уровней власти к закону и к судебному решению. И с этой точки зрения я полностью поддерживаю постановление - пусть оно несколько декларативно. Хотя и сейчас существуют очень простые механизмы, позволяющие судьям пресечь влияние третьих лиц без помощи аудиозаписей.

- Приведите пример. Вам такие звонки поступают?

- Мне всякие звонки поступают. Кто-то звонит безо всякого умысла - просто проконсультироваться, узнать, когда будет рассматриваться дело. Кто-то просит: "Вы уж проследите, чтобы все было по закону". Отвечаю, не волнуйтесь, именно так все и будет. А кто-то спрашивает, можно ли что-то сделать. Отвечаю, что нельзя, а если просьбы становятся настойчивыми, просто-напросто объясняю, что дача взятки - уголовно наказуемое деяние.

- Вы говорите об уважительном отношении к судьям. Как его можно взрастить?

- Однажды я был в США на очень красивом и торжественном мероприятии, посвященном вступлению судьи в должность. Церемония проходила в театре. Началась она с исполнения гимна страны, затем дети надели на судью мантию, потом тот поклялся на Библии, которую держали его родители. Я не говорю, что все это следует тупо копировать, но, тем не менее, уважение к судебной власти начинается в том числе и с таких вот ритуалов. Но настоящее уважение появится, когда граждане будут уверены в независимости судей. А для того чтобы те были независимы, необходимо, чтобы они получали достойные зарплаты и ни в чем не нуждались, были ограждены от вмешательства третьих лиц. Сейчас судьи получают значительно больше в сравнении с прежними временами - и сразу стало меньше непонятных с точки зрения закона решений. Без независимого суда демократическое государство невозможно! И чем быстрее придет понимание этой абсолютной, непреложной истины, тем скорее произойдут перемены к лучшему.

Иным без звонков трудно

- Судью, которого невозможно попросить о чем-то "сверху" или "купить", можно напугать. И даже кристально честный судья испугается, если скажут, что расправятся с его семьей.

- По закону, существуют гарантии безопасности судей и других участников процесса, но на деле все далеко от совершенства. Кстати, вот здесь аудиозапись разговоров была бы весьма кстати. И хорошо было бы отработать механизм, при котором эти записи могли бы стать полноценными доказательствами.

- Некоторые судьи будут бояться выносить вердикты без ценных указаний "сверху"?

- Расскажу вам две истории. Однажды одному судье вдруг позвонил большой московский начальник. И между ними состоялся следующий разговор: "У вас есть в производстве дело номер такой-то?" - "Есть". - "Спасибо, до свидания". И все! Судью чуть инфаркт не хватил - тот, бедняга, не знал, что ему делать. Оправдать? Осудить? Или просто действовать по закону? Еще есть известная легенда: когда судили Чурбанова, то председательствующему по делу, заместителю председателя коллегии Верховного суда, не позвонил никто. И тот ходил, вздыхал: "Хоть бы кто-то позвонил, намекнул, я же не знаю, что делать". Чем все кончилось, известно: дело было рассмотрено по закону, и суд вынес справедливое наказание. К чему я это рассказываю? К тому, с чего начал: в идеале судья вообще должен быть огражден от соблазнов, просьб, угроз.

- Но возможна ли эта идеальная ситуация?

- Когда-нибудь, надеюсь. А пока я бы предложил в телефонных аппаратах всех судей поставить автоответчик-оповеститель. Звонят судье, а ему отвечает ласковый женский голос: "Здравствуйте, вы позвонили судье имярек. Этот телефонный разговор записывается". Представляете, сколько человек сразу бросит трубки, скольких ненужных разговоров не произойдет? (Смеется.)

Смотрите также: