В Петергофском музее-заповеднике обязательно обращаешь внимание на прекрасные драпировки в исторических интерьерах. Жаль, что строгие смотрительницы не разрешат потрогать эти кисти и шнуры на портьерах.
Головы в шкафу
Еще бы - это работа профессионалов, причем ручная работа. Делают всю эту красоту в маленькой мастерской в Ломоносове.
Довольно ободранное здание возле панельных пятиэтажек по виду совсем не похоже на вместилище золотых нитей, шелковых шнуров, великолепных кистей, специальных лент-аграмантов, которыми украшают драпировки, и даже знамен и штандартов. Тем не менее, все это рождается здесь - на втором этаже бывшего дома быта на Александровской улице.
В коридор нужно входить осторожно - во всю его длину могут быть протянуты нити для свивания шнуров. Одна работница держит нитки, другая на другом конце коридора вращает некое приспособление, которое скручивает будущий шнур.
Генеральный директор этого маленького предприятия Евгений Гребенюк сокрушается:
- Коридор короткий. Нам бы нужно в длину еще несколько метров, но здесь уже некуда.
Все помещения мастерской набиты до отказа, начиная с директорского кабинета. В кабинете висят на плечиках старинные костюмы и мрачно смотрят два чучела крупных птиц. В другой комнате мрачно смотрят из шкафа человеческие головы, правда из воска, и хрустят пальцами восковые руки. Остальных частей тела в шкафах нет - не помещаются. Мастерицы, которые сидят в этой комнате за станочками по изготовлению аграманта, на взгляды восковых людей внимания не обращают, их задача - выполнить дневную норму узорной ленты. Как из множества ниточек создать такое произведение, ничего не перепутав и не порвав, на первый взгляд совершенно непонятно.
Происхождение восковых голов Евгений Николаевич объясняет просто:
- До того как стать золотошвейной мастерской, мы были музеем восковых фигур. Он появился в 1990 году и существует до сих пор - правда, в усеченном виде, из сотни исторических персонажей мы можем выставить только половину. После того как нас фактически выставили из дворца Белосельских-Белозерских, музей приютили в Петергофе - у меня с директором ГМЗ Знаменовым давние хорошие отношения. Мы ведь для петергофских музеев сделали столько басонных изделий - кистей, подхватов для портьер, декоративных лент для мебели, - что это стало нашей основной работой. А шить все это мы стали потому, что наши восковые фигуры должны были получить настоящий исторический костюм, не стилизованный, а максимально приближенный к настоящему. Если мы наловчились шить галуны и эполеты, неужели нам было не освоить басонные изделия?
Волосы на экспорт
Среди последних работ для Петергофа особую гордость Евгения Николаевича вызывает оформление Ольгина и Царицына павильонов, которые были отреставрированы практически с нуля. Там пришлось не только делать кисти и подхваты для портьер, все драпировки, но и практически их разрабатывать.
Директор мастерской Елена Горох вспоминает:
- В том проекте, который был сделан архитектором-реставратором, драпировки учитывались очень условно. И мы, опираясь на исторические материалы - акварели, фотографии, - создали интерьеры, соответствующие тому времени, на которое восстанавливали павильоны. Разумеется, все детали сотни раз обсуждались с научными сотрудниками музея-заповедника - не меньше года, еще год мы делали все эти предметы, но результат, на наш взгляд, стоит этих хлопот.
Поскольку костюмы были всегда любимым детищем мастерской, с ними продолжают работать и сейчас. Вот шкиперская куртка Петра I, которая была изготовлена из шелкового бархата. Куртку сшили заново, но пуговицы - а их 150 - оставили, разумеется, прежние. И пуговицы просто великолепные! Они оплетены: человеческим волосом. Елена Горох говорит, что под микроскопом оплетка пуговиц выглядела как мононить, а какая мононить, кроме человеческого волоса, могла существовать в петровские времена? Как полагают сотрудники мастерской, пуговицы были закуплены в Китае и волосы вполне соответствуют стандартам монголоидной расы.
Торговля с Китаем пуговицами не ограничилась. Сейчас мастерская покупает там нитки сотен цветов и оттенков, а выпускай наша промышленность такие нитки, покупали бы в России. Ведь для Петергофа воссоздаются дворцовые интерьеры, и вовсе не золотая или серебряная нить там преобладала - засилье "золота" как раз говорит о невзыскательности вкуса. Во Франции заказывают хлопковую ткань - потому что мастерской нужно 200 метров, а наша промышленность ради такой малости трудиться не будет, она мыслит другими объемами. Одна ткацкая фабрика согласилась было сделать эти 200 метров, нужные для оформления спальни императрицы Марии Федоровны в Фермерском дворце, но с условием - вся остальная ткань с императорским рисунком пойдет на простыни для народа. Пришлось отказаться от такого предложения.
Египетская экспансия
Все приспособления и станки, которыми пользуются в мастерской, тоже рождаются здесь. Евгений Николаевич - инженер и изобретатель, ему снятся эти станки, он утром лихорадочно набрасывает эскиз новой чудо-машины, а потом бесконечно экспериментирует с деталями, пока не добьется желаемого. Здесь даже катушки для ниток делают сами - льют из гранулированного пластика, потому что для быстрой работы станка нужны катушки особой формы, которая нашей промышленности не ведома.
Заказов у мастерской - хоть отбавляй. Работу мастерской оценили и в Кремле. Ломоносовские мастера оформляли Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, сделали штандарт, который висит у президента в рабочем кабинете, выполнили кивера для президентского полка.
Казалось бы, все профессиональные драпировщики должны знать, где берутся качественные вещи, за которые потом не стыдно. Однако в надежде сэкономить копейку одни покупают зарубежные изделия машинной работы - а это все равно что сравнивать фабричное платье с платьем из ателье. Другие заказывают все эти изделия, особенно кисти, в Египте. Там есть деревни, где все население от мала до велика корпит над кистями, потому что это их национальный промысел. Работа, конечно, ручная, но качество значительно хуже - ну какие в деревне у неграмотного ремесленника понятия о современных европейских технологических нормах. Платят ремесленникам гроши, зато перепродают эти цацки потом с прибылью.
Те, кто оформлял Константиновский дворец, тоже купились на египетскую дешевизну. Но это не имеет никакого отношения к исторической реконструкции, о которой так много говорили при спешной реставрации дворца. От Стрельны до Петергофа - часа два неспешной ходьбы. Но почему-то устроители резиденции главы государства не захотели посмотреть на лучшие образцы драпировок в дворцовых интерьерах и заказать изделия ручной работы в лучшей мастерской страны. Наверное, из Москвы Египет ближе.
Смотрите также:
- «Не верьте в «авось» и «как-нибудь». Александр Васильев об успехе, барахолках и настоящих француженках →
- Архитектура счастья: живите по своим правилам! →
- Пляж - искусство раздевания →