Жизнь среди букашек

   
   

По подсчетам зоологов, млекопитающих на Земле 5 тысяч видов, на тысячу видов больше пресмыкающихся, еще на тысячу - птиц, рыб - 22 тысячи видов. А насекомых - около 10 миллионов видов, из них описана десятая часть.

Пятачок за слепня

Когда 70 лет назад в чувашской деревне Асаново в многодетной семье Козловых родился сын Миша, никому из родни и в голову не пришло, что мальчик станет не колхозником, не рабочим, не учителем и не врачом - никем из тех, кого уважали в тогдашней деревне. Правда, дедушка-пчеловод надеялся сделать из внука труженика пасеки, видя, как мальчик наблюдает за пчелами, но Миша хотел изучать не только пчел. Он хотел знать все обо всех насекомых. Он часами следил за их деятельностью, благо деревенская среда позволяла - кузнечики вскакивали на подоконник, а осы вили гнезда на ближайшем лугу. Когда Миша подрос и стал студентом Чебоксарского пединститута, то был буквально съедаем слепнями - он изучал их поведение, а они его за это страшно кусали. Слепней нужно было собрать очень много, студент один не управлялся, и он платил деревенским детям по пятачку за сотню слепней. "Ест их Мишка, что ли?" - удивлялись односельчане.

Сегодня Михаил Алексеевич Козлов - доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Зоологического института РАН, куда он попал практически со студенческой скамьи, будучи переведенным из Чувашии в ЛГУ, - знает о насекомых очень много. Но никогда не скажет, что знает о них все:

- Земля - это царство насекомых. Мы не знаем 90% насекомых, живущих на свете, - они просто не попадаются нам на глаза. Ведь есть такие крошки, которых невооруженным глазом не увидишь, в то же время они играют очень важную роль в жизни остальных насекомых и всего мира. Это - наездники.

Любимые паразиты

Паразиты-наездники, которые откладывают свои яйца на других насекомых и кормятся за их счет, - любимые "звери" профессора Козлова. Они так малы, что рассматривать их можно только под микроскопом, - 0,4 мм. Как энтомологи ухитряются собирать эту мелочь - уму непостижимо. Михаил Алексеевич, например, находит коконы пауков, а в коконах бывают и наездники:

- Эти крошки-паразиты есть практически у всех насекомых и паукообразных. И они никогда не истребляют всех своих "хозяев", ведь если паразиты сильно размножатся и съедят всех, на ком паразитируют, им самим грозит голодная смерть. Природа так разумно устроена, что все виды между собой вполне мирно уживаются, поддерживая равновесие в биосфере. Только человек выбивается из этого ряда, бездумно уничтожая разные формы жизни лишь потому, что они ему под руку подвернулись.

Наездники - это на самом деле уникальная группа насекомых, с помощью которых можно бороться с вредителями, не используя никаких ядов. Например, совершенно реально пойти "биологической войной" на колорадского жука, который уже захватил Карелию и Сибирь. Жук, который у себя в теплом колорадском крае мирно поедает дикие пасленовые растения, будучи занесенным через океан в страны, где этих растений нет, зато есть картофельные поля, быстро перешел на картошку. А ведь в Колорадо на жука есть управа - хищный клоп. Перед самой перестройкой была идея переселить этого клопа к нам, даже сколько-то насекомых было завезено, но когда разрушился Советский Союз, заокеанские клопы оказались никому не нужны, и судьба их печальна - сдохли от голода по лабораториям. А по полям опять рассеивали яды.

Сохраним вредителей

Козлов вспоминает травлю вредителей:

- Над планетой стояло облако ДДТ. Это ужасный яд, который проникает везде, его находили даже в организме пингвинов! А вредителей не победили. Насекомые, которых мы называем вредителями, накапливают яд в себе, меняется их генетическая структура, и выводятся такие модификации, которые не реагируют на яд.

Сейчас человечество приходит к тому, что с вредителями надо бороться при помощи интегрированного общеэкологического подхода: не искоренять вредителей, а держать их на экономически неощутимом уровне, в подавленном состоянии. То есть малость потравливать, но не пытаться извести до конца, не заставлять их мутировать до такого состояния, чтобы пришлось изобретать новый яд. Например, глупое занятие - пытаться извести иксодового клеща, который так досаждает людям. Ведь клещ миллионы лет кусает животных, и они вовсе не вымерли от его укусов. Мораль: надо уметь защищаться, в данном случае - прививкой.

- Можно было бы даже с тараканом побороться. Хотя домашние тараканы наездников не имеют, поскольку живут не в природе, вполне реально попробовать "приучить" наездников, паразитирующих на диких тараканах. Но на такие опыты никто денег не дает. У меня вообще сложилось ощущение, что за последние годы энтомология как наука совсем погибает. То же можно сказать о зоологии вообще. У нас в институте беда с кадрами: мало молодых, а среднего возраста, который обычно самый работящий, уже нет - все покинули либо науку, либо страну. Осталась прослойка стариков. Так их тоже выкосили! Нам обещали с мая поднять зарплату чуть ли не вдвое, но делать это должны из внебюджетных средств, поэтому Академия наук решила сократить стариков, а их ставки поделить. Но ведь на них сейчас держится наука! И кто научит молодого ученого по-настоящему работать? Где написано, что в 75 лет зоолог - обязательно идиот с трясущейся головой? Да у многих из них ясный ум и блестящая память. Моего учителя профессора Владимира Ивановича Тобиаса тоже хотели выкинуть на пенсию. Я отдал ему половину своей ставки, только бы сохранить такого ученого в институте.

Учимся жить мирно

Но и на половине ставки профессор Козлов не скучает. Он считает, что сейчас главной задачей всей зоологии должно быть не описание новых видов, хотя и это важно. У человека нет культуры обращения с природой, он научился только уничтожать. Родители не мешают детям убивать пауков: "Он противный, он кусачий!", они страшно боятся и поэтому убивают всех, кто похож на змею, даже ящерицу-медянку, у которой и зубов-то нет. Просветительская деятельность - вот чем должны как можно активнее заниматься зоологи всех специальностей.

Михаил Алексеевич, открывший сотни видов насекомых и проведший в экспедициях не один полевой сезон, сейчас занимается как раз просветительством. С 1989 года выходил его учебник "Биология. Животные" для 7-8-х классов, он написал множество научно-популярных книг, одна из которых - "Не просто букашки" - стала бестселлером. Дети зачитывались рассказами о насекомых, причем даже о таких гадких тварях, как блохи и вши, профессор Козлов ухитряется рассказать занимательно. Он уверен: в природе нет ничего лишнего, все живые организмы взаимодействуют друг с другом. И его задача - передать другим людям эту уверенность. Человек - младший на этой планете, он родился позже всех, и ему надо еще учиться жить среди старших обитателей мира, пусть они и во много раз меньше самонадеянного "царя природы".

Смотрите также: