Улица, откройличико!

   
   

Словосочетание "лицо города" к чему только не применяется - и к дворцовым ансамблям, и к чистоте улиц, и к наружной рекламе, и даже к самим горожанам. Но прежде всего лицо города - это фасады его зданий.

Признаки болезни

С фасадами у нас беда. Не нужно обладать соколиным зрением, чтобы заметить страшные, облупленные стены, осыпающиеся балконы и полуразрушенную лепнину. Если здание украшено скульптурой - то нередко это несчастные инвалиды без рук, без ног, с отбитыми носами и почерневшими лицами. Есть и другая крайность: вроде бы все покрашено, ничего нигде не висит, но по всему фасаду шагают разномастные окна, а на первом этаже - еще и двери всяческих контор, сделавших себе отдельный вход с крыльцом.

Поэтому так называемая "Фасадная программа", которая предполагала приведение в порядок всех без исключения фасадов исторической части города, без деления их по ведомственной и охранной принадлежности, была встречена горожанами вполне одобрительно. Правда, самые мрачные бурчали, что-де во времена не столь далекие фасады просто приводили в порядок без всякой программы и не трубили об этом на весь мир. Но с той поры лицо города действительно страшно обветшало, на лице этом стали появляться язвы и даже трупные пятна, поэтому приведение в порядок хозяйства, которое пребывало в запустении около двух десятилетий, требует серьезных усилий.

Ждем тепла

Глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Петербурга Вера Дементьева сообщила, что саммит нисколько не отразился на ходе реализации фасадной программы:

- "Датской" реставрации у нас не было. Некоторые не в меру ретивые чиновники хотели нас заставить быстренько подмазать те фасады, которые у нас в работе, и сделать вид, что дело сделано. Но мы помним печальный опыт 300-летия, когда иные здания были "отреставрированы" именно таким образом, что немедленно сказалось на их состоянии. К счастью, губернатор была на нашей стороне и не дала развернуться откровенной "показухе". И гости саммита тоже все восприняли правильно: город живет, реставрирует свои здания, все идет своим чередом и никто никого не хочет ввести в заблуждение. Подозрительно было бы, если бы у нас ни одного здания не стояло в реставрационных лесах.

Но фасадная программа не закончится в 2007 году. Теперь решено приводить в порядок фасады до тех пор, пока действительно не будет закончена вся работа. Губернатор сказала, что на эту работу мы получим столько денег, сколько сможем освоить. В ближайшее время мы займемся фасадами всего Литейного проспекта, Садовой и Фонтанки до Вознесенского проспекта и всей Мойки. Сейчас идут работы на Суворовском проспекте и на Лиговском (до Обводного). Программа вдвое превысила обычные наши объемы работ: в прошлом году мы отчитались за 144 здания, из них 78 памятников, охраняемых государством, в этом году сделаем 203 здания, а в следующем планируем привести в порядок не меньше полутысячи.

Когда нас упрекают в том, что мы мало и медленно делаем, никто не учитывает условия, в которых мы работаем. Реставрация может осуществляться только при температуре не ниже +8 градусов. Значит, мы можем начинать только в мае и заканчиваем уже в сентябре, такой у нас короткий сезон. А в отчетах стоит целый год, с января по декабрь. Недостатком "Фасадной программы" некоторые специалисты считают и то, что фасады памятников мы реставрируем (с соответствующим персоналом и материалами), а фасады других зданий, которые не охраняются государством, подлежат только ремонту, что означает совсем другое качество и работников, и материалов, и самой технологии. Но если реставрировать все подряд, мы вообще никогда не закончим.

Назад в Европу

Работы усугубляются не только многолетним небрежением по отношению к зданиям, нашим нездоровым климатом и грязью мегаполиса. У нас очень много исторических зданий, внешнее убранство которых было создано отнюдь не на века. Это практически вся эклектика - застройка рубежа XIX и XX веков. Как грустно говорит заместитель председателя КГИОП Борис Кириков, "эклектика расплачивается за свое легкомыслие" - ее декор был сделан из нестойких материалов.

Отремонтировать или, тем более, отреставрировать фасад может только специалист, причем за немалые деньги. Запретить уродовать здания разнокалиберными окнами, дверьми и крылечками тоже может только специалист и тоже за немалые деньги (но не беря их, а отказываясь от них). А вот помыть свои окна может любой здоровый гражданин. Губернатор недоумевает - куда девалась старая питерская традиция каждую весну мыть окна? Впрочем, Валентина Ивановна втайне знает ответ на данный вопрос: эта традиция ушла в прошлое вместе со всеми плюсами и минусами недоразвившегося социализма. Это вот профессор Преображенский совершенно искренне недоумевал, зачем победившей революции понадобилось заколачивать парадный подъезд и пользоваться исключительно черной лестницей. Мы уже настолько привыкли к непарадным парадным, что вроде как и не замечаем этого. А надо бы привыкать к цивилизованной жизни, раз хотим называться европейцами.

Смотрите также: