Лучше поздно, чем без КАДа

   
   

Сбылась многолетняя мечта питерских автомобилистов: от Московского шоссе до Приморского шоссе теперь можно долететь за полчаса. Наконец-то заработало Восточное полукольцо Кольцевой автодороги (КАД).

Попытка номер пять

Петербург должен был получить транспортный обход еще три года назад, к своему юбилею. По крайней мере, когда в феврале 2001-го в Кремле совещались насчет 300-летия, прежний губернатор северной столицы Владимир Яковлев не сказал президенту России "Владимир Владимирович, не успеем". И затраты на строительство Восточного полукольца оценил весьма скромно - на уровне 23 миллиардов рублей.

Однако уже зимой 2002-го выяснилось: и к юбилею не успеть, и расходы занижены. "Сам факт начала строительства КАД является подарком к 300-летию города", - оправдывался питерский градоначальник в БКЗ "Октябрьский" на очередном партхозактиве. Вторая дата - "к 2005 году" - попала в официальные релизы весной 2002-го, после того, как проект стройки прошел все надлежащие государственные экспертизы, а новую смету (70 млрд рублей) "отредактировал" российский министр финансов Алексей Кудрин. Но за год до юбилея Владимир Путин, недовольный ходом подготовки к 300-летию, устроил на Каменном острове форменный разнос тогдашней городской администрации и нескольким министрам. Так появилась третья дата - ноябрь 2005 года. Она попала в официальный документ - поручение президента РФ, а озвучил ее замминистра транспорта РФ Игорь Слюняев.

После вмешательства Путина федеральный центр перестал "зажимать" деньги на строительство транспортного обхода. Впрочем, напрасно кое-кто в Петербурге связывает задержки на КАД с былым противостоянием Смольного и Кремля, завершившемся в 2003-м "повышением" Владимира Яковлева до ранга министра.

Что при бывшем, что при нынешнем губернаторе Россия тратит на обход Петербурга около трети дорожно-строительного бюджета: в 2001 году кольцевая "съела" 5 миллиардов из 14, в 2007-м "съест" 25 миллиардов из 75. И два следующих переноса открытия КАД - на первое полугодие 2006 года, а затем на сентябрь 2006-го - с недофинансированием уж никак связаны не были. Просто в России, по меткому замечанию Валентина Пикуля, так уж повелось, что в назначенный срок никогда ничего не готово.

Очередь за дамбой

Последний участок КАД на Ржевке тоже закончили не вполне. Связавшись "с каким не надо" подрядчиком, строители не успели к 7 сентября доделать путепровод в створе Рябовского шоссе. Лот придется выставлять на торги и объявлять новый конкурс. То есть в обозримом будущем жители Всеволожска въехать в Петербург смогут либо через Янино, либо через Колтуши, либо через Челябинскую улицу. Неудобств много, зато машинам не придется выстраиваться в очередь у печально знаменитого Ржевского железнодорожного переезда.

Вообще значение подарка, пусть и опоздавшего на три с лишним года, переоценить трудно. Как заявила на открытии сквозного движения губернатор Валентина Матвиенко, теперь транзитные грузопотоки пойдут на КАД, что серьезно улучшит обстановку в городе. Вздохнут с облегчением (в переносном смысле слова) и владельцы авто, и городские службы, занимающиеся ремонтом дорог. В прямом смысле слова станет легче дышать в историческом центре, а питерские достопримечательности и мосты перестанут содрогаться от многотонных "фур".

Чтобы окончательно избавиться от транзитных грузовиков, нужно как можно быстрее дотянуть кольцевую до Киевского и Таллинского шоссе. Министр транспорта России Игорь Левитин, открывавший Восточное полукольцо вместе с Валентиной Матвиенко и руководителем Федерального дорожного агентства Олегом Белозеровым, пообещал, что Западный участок КАД войдет в строй в 2008-м. В год выборов нового президента России к 66 уже готовым километрам трассы прибавятся еще 50, но полностью кольцо замкнется не раньше 2010-2012 года. Прежде предстоит закончить в Финском заливе наш самый знаменитый долгострой - комплекс защиты Петербурга от наводнений.

Новая дата доделки дамбы озвучена официально едва ли не впервые. А ведь еще недавно питерские и российские власти собирались во что бы то ни стало оградить Медного всадника от нашествия балтийских волн до конца 2008 года. Похоже, пятилетняя история сооружения КАД заставила и Кремль, и Смольный реально оценить положение дел на "последней стройке ХХ века".

Смотрите также: