15 октября в Капелле дает концерт трио "Лойко". Его руководитель - Сергей Эрденко, представитель знаменитой цыганской фамилии, известной своими музыкантами далеко за пределами России. Долгое время и Сергей жил за границей, а потом обосновался в Петербурге.
Жить, где красиво
- Хочется жить там, где красиво, - объясняет свой выбор Сергей. - Я жил в Лондоне, потом появился продюсер, который организовал тур в Ирландию, прошедший с большим успехом, затем второй, третий. В Ирландии мы с братом остались на десять лет. Там нам нравилось больше, чем в Англии: люди открытые и очень напоминают русских - любят выпить, покурить, побеседовать, и этот народ - один из самых музыкальных. Из Ирландии переехал во Францию, где у меня три сестры, - очень хотел пожить в Париже, потом - Москва, где обосновалось много родни, и - Петербург. Я здесь уже три года.
- Как получилось, что ваш род раскидан по миру?
- Кочевая жизнь у цыган в крови. Одно время мы жили в Курске, затем на Дальнем Востоке, потом - Самара, Москва. После перестройки возникла возможность переезжать, видеть мир.
- Родным языком владеете?
- Я с семи лет воспитывался в музыкальной школе-интернате, был оторван от языка, но на бытовом уровне объясниться могу.
- Знаете всех представителей вашего рода?
- Всех не знаю, но всех скрипачей - точно.
Душа любит грусть
- А вместе, всем родом, собираетесь?
- Конечно, на большие праздники, свадьбы. Свою я вспоминаю как один из самых потрясающих концертов в жизни. Собрались близкие - немного, человек сто, - мы начали играть часов в шесть, а закончили за полночь. Музыка практически не прерывалась, если кто-то останавливался, подхватывал другой, зажигательная мелодия сменялась балладой. Не было ни на копеечку скучно.
Я сам больше люблю грустную музыку. Душа любит грусть, потому что она очищает. А веселая музыка зажигает, но огонь лишь опаляет глубокие чувства.
- Почему среди цыган так много музыкантов?
- Когда ребенок растет, его питаешь не только едой, но и музыкой: играешь сам, ставишь записи, рассказываешь о том, что любишь. Возникает преемственность, ему хочется быть похожим на родных. Мне хотелось быть похожим на дядю, на брата. Музыка была вокруг, и была конкуренция: если кого-то посылали на конкурс, говорили - занимайся, и ты поедешь. Всегда была общая радость и гордость, если кто-то добивался успеха.
Юная скрипка
- Инструмент для музыканта - одухотворенное существо. Расскажите о вашей скрипке.
- Это классический инструмент, "француз" 1806 года, в этом году ему исполняется 200 лет. Для скрипки - возраст юной женщины.
Пределы возраста, конечно, существуют, но звуки, которые воспроизводят инструменты, созданные великими мастерами, с годами только расцветают. В этом отличие хорошего инструмента от плохого. Сейчас делают скрипки, которые по звуку могут соперничать со знаменитыми "итальянцами", но неизвестно, как они будут звучать через 50 лет, поэтому и цена на три нуля меньше.
- Как к вам попал "француз"?
- Мой старший брат Николай Эрденко - серьезный скрипач, лауреат международных конкурсов, был в Польше на фестивале, представлял Россию. Он был с сестрой, 17-летней Эсмеральдой.
Как-то, сидя в уличном кафе, они увидели толпу музыкантов: колоритных, черноволосых, бородатых, со скрипками, контрабасами, виолончелями, цимбалами. Выяснилось, что это венгерские цыгане. Они остановились и стали тут же играть, в основном, естественно, для красивой Эсмеральды. У Коли возникло желание отблагодарить: он взял у примаша - лидер-скрипача - инструмент и сыграл "Цыганку" Равеля - одно из самых сложных классических произведений. Венгры были настолько потрясены, что сняли шляпы. Кстати, за время импровизированного концерта публика накидала пригоршни денег, которые венгры отдали Коле, а примаш сказал: "Эта скрипка - твоя, потому что после того, как я услышал твою игру, я уже больше играть на ней не могу". А потом она от Коли досталась мне.
- Случайная удача и есть воплощение цыганского счастья?
- Мне кажется, все, что происходит в жизни, неслучайно. Если на улице нашел сто рублей, можно сказать - удача, но когда тебе дают такую скрипку, ты должен ей соответствовать и потом передать ее другому человеку, как нечто живое, как огонь.
- Есть кому передать?
- Мечтаю - сыну Трифону. Ему два с половиной года, он уже покушается на скрипку, как покушался на мою гитару, и ему удалось ее сломать. Свои маленькие скрипочки все сломал.
- Он уже играет?
- Имитирует. Просит, чтобы я взял гитару, а сам берет "тип-тип" - так он называет скрипку: я играю, а он водит смычком по струнам, понимая, что соучаствует в рождении музыки.
Непонятно, как выживать
- В России у вас много работы?
- На Западе было гораздо больше, по 20-25 концертов в месяц. В России есть два направления - поп-музыка и классика, вся остальная музыка непонятно как выживает. А на Западе есть театры, где звучит народная музыка, фестивали - только в Германии проходит с десяток цыганских, Эдинбург, где мы неоднократно выступали, собирает больше миллиона зрителей.
- Как чувствуете себя в академических залах, например в Капелле?
- Чувствую себя гениально. Как-то Гидон Кремер - к моему большому удивлению - пригласил "Лойко" на свой фестиваль классической и авангардной музыки в Австрии. В первом отделении Кремер с оркестром играл Пьяццолу, а во втором вышли мы. Причем в программке не было о "Лойко" практически никакой информации. Сначала публика была настороженной, но когда они "въехали", то просто сносило всех: сдвинули бабочки на сторону, вскакивали с мест - вся аудитория стала цыганской.
:До перестройки в России было много цыганской жизни: ни один "Огонек" или большой концерт не обходился без Сличенко или трио "Ромен", существовало колоссальное количество ансамблей, - а это мини-таборы по 20-25 человек. Гастроли им заменяли все - жили в гостиницах, там рождались и воспитывались дети. Сейчас многие перестали соединять себя с музыкой и занялись другими вещами, не цыганскими, например, компьютером. Мне это очень больно, потому что гибнут таланты и прерывается эстафета поколений.
- А у вас компьютер есть?
- У меня даже мобильного телефона нет. Не цыганское это дело.
Цыгане - это дети
- Каковы черты цыганской натуры?
- Цыгане - как маленькие дети. Ребенку все равно, как он одет, лишь бы было удобно бегать, лазать. И цыган не очень заботит, какую они носят одежду, зато в широкой юбке удобно прятать что-то взятое без разрешения. Другая черта - цыгане не злопамятные, как говорится: "Я не злопамятный - отомстил и забыл". Мне нравится, что цыгане ценят человека за конкретные качества, а не за то, что он начальник, или богатый, или со связями. Вот приходит цыганский человек - что с него можно взять? Ну, попросить взаймы рублей сто. Но если он берет гитару или скрипку и начинает рассказывать через музыку о каких-то глубинных вещах, о которых невозможно поведать словами, - человек становится красив. Красоту цыган можно понять через песню. Если человек так раскрылся, его будут любить, ему отдадут все, что есть, и пойдут за ним куда угодно.
Смотрите также:
- Михаил Турецкий: «Наш хор контролируется сверху» →
- Петр Налич: «Я - завистливый человек» →
- "В джаз меня затащил Голощекин" →