Плох карьерист, который не мечтает работать в большой компании. Ибо одно дело, когда ты трудишься в конторе "Пупкин и сыновья" со штатом 8 человек, и совсем другое, когда за твоей спиной - огромная корпорация с громким именем.Ведь это не только возможность карьерного роста, но и соцпакет, страховка, белая зарплата. Да и просто приятно в кругу друзей непринужденно произнести название твоей фирмы.
Вопрос только, как туда попасть. Нужные знакомства есть не у всех желающих. Красивое резюме нынче - всего лишь визитная карточка, дающая допуск к собеседованию. И только в результате собеседования принимается решение, будете вы здесь работать или нет. Поэтому так важно психологически к нему подготовиться. Если вы действительно хотите сделать карьеру в корпорации-монстре, нужно быть готовым к тому, что, прежде чем вы туда попадете, из вас попытаются выпить все соки.
Проверка в спортивном стиле
Как правило, менеджеры по персоналу имеют психологическое образование. И на первом этапе проверяют не деловые, а личностные качества. Часто они смотрят, насколько соискатель устойчив к стрессам. У хэдхантеров даже есть специальный термин - "стрессовое интервью", во время которого используется набор психологических уловок, цель которых - вывести кандидата из себя. Для начала вам могут позвонить в 11 вечера и назначить собеседование на 9 утра. Времени на подготовку к встрече - минимум, а это как раз и надо представителю компании - он увидит ваш образ непридуманным. По телефону менеджер вежливо и подробно объяснит, где найти пропуск в офис, однако в час икс этой бумажки на вахте не окажется. Смысл "шутки" - посмотреть, покажете ли вы целеустремленность и прорветесь к работодателю или махнете на желаемую должность рукой. Уже на собеседовании кадровики-психологи любят использовать такой полицейский метод: посреди разговора вдруг выйти из кабинета, оставив вас наедине с собственными мыслями. За эти 15, 30, а то и все 40 минут полного одиночества вы успеете понервничать и мысленно прокостерить пропавшего интервьюера за то, что так безбожно крадет ваше время. А он вернется и возьмет вас "тепленьким". Проявите вы плохое настроение или сдержитесь? Возьмете на себя смелость высказать недовольство или боязливо промолчите? Если вы претендуете на вакансию топ-менеджера, можно показать характер. Если на позицию, где основные требования, например, аккуратность и исполнительность, лучше проявить терпение.
Проверка навыков может стать настоящей пыткой для человека, не привыкшего к грубому обращению. Как-то я показывала свое умение печатать на компьютере, с которым работала до того момента уже лет пять. Менеджер стояла надо мной с секундомером и стальным голосом повторяла: "Быстрее! Быстрее! Время истекает!" На попытку задать вопрос кричала: "Меня это не касается!" Плетка в ее руке выглядела бы вполне органично. В конце встречи девушка попрощалась со мной, как ни в чем не бывало. Из чего я сделала вывод, что она неплохая, просто работа у нее такая:
Вопросы с пристрастием
А как реагировать, когда на собеседовании вас спрашивают о личной жизни? В одном фильме героиня, пробовавшаяся на должность топ-менеджера, ответила просто: "Моя личная жизнь не имеет отношения к моей работе и я не считаю нужным отвечать на подобные вопросы". На работу ее приняли. Впрочем, если вы любите поговорить о своих детях и супруге - флаг вам в руки, но только без жалоб и подробных картин семейного быта. Вопрос о личной жизни может показаться щекотливым для холостого соискателя и замужней, но бездетной кандидатки. Отвечать на него никто не обязан даже хэдхантеру корпорации с многомиллионным оборотом.
Меня всегда умилял вопрос - "Ваши отрицательные качества". Неужели его автор думает, что я вот так возьму и расскажу, что я ленива, безответственна и терпеть не могу глупые корпоративные праздники? Вряд ли желающий получить работу будет резать правду-матку. Но и обманывать не стоит. Выберите свои самые невинные недостатки - те, которые не противоречат условиям предстоящей работы. И не забывайте, что некоторые вопросы задаются с целью проверить вашу искренность в беседе, например: "Бывает ли так, что вы жалеете о каком-то поступке уже после того, как его совершили?" Такое случается в жизни каждого человека, и если вы ответите "Нет", в достоверности ваших предыдущих ответов усомнятся.
В каждой компании могут быть свои методы проверки кандидатов. Так, однажды собеседование снимали на видеокамеру. Странный каприз: В другой раз работодатели, не предупредив, что собеседование будет иметь массовый характер, собрали сразу всех соискателей в одном зале и просили каждого поочередно вставать и публично о себе рассказывать. Каждый чувствовал себя униженно, сравнивая себя с другими. Могут пригласить на неформальную вечеринку, чтобы посмотреть, что вы собой представляете в нерабочей ситуации. В общем, у каждого свои причуды, и к сюрпризам надо быть готовым.
Если вам не повезло и вы стали жертвой агрессивного "персональщика", следуйте совету специалистов - попытайтесь вести разговор конструктивно, не отвечайте агрессией, но и не закрывайтесь в себе. И помните: не только компания вас выбирает, но и вы выбираете компанию. Если встреча с ее представителем оставила неприятный осадок, стоит ли здесь работать?
Смотрите также:
- Здоровая конкуренция. Поощряющая и предостерегающая мотивация подчиненных →
- Шефа поколотил - коллектив сплотил! →
- Санкт-Петербург "выгорел" дотла →