От знакомого фотографа, снимающего зверей, слышал, что труднее всего снять: ворону. Мне кажется, что он меня разыгрывает, ведь вороны даже в городе встречаются на каждом шагу. А какими трофеями могут похвастаться другие питерские фотоохотники?
С. Никифоров
Умней вороны зверя нет?
О сообразительности ворон действительно ходят легенды. Вот она вроде прыгает в нескольких шагах от вас, а попробуйте навести на нее фотоаппарат - мгновенно улетит. Говорят, что ворона безошибочно отличает охотника с ружьем от человека с обычной палкой. Первого и на выстрел не подпустит, а второго совсем не боится.
Старейший член питерского Клуба фотоохотников Евгений Петрович Горинов снимает зверей уже более 40 лет. В его коллекции тысячи снимков самых разнообразных птиц и животных, живущих в наших краях. И тем не менее на одном из самых ценных для него кадров запечатлена именно ворона.
Конечно, это не обычный портрет птицы. Ведь для фотоохотника важно не просто снять животное, а подловить какой-нибудь интересный момент или редкую сценку из жизни птиц или зверей. На фотографии, которой гордится Евгений Горинов, ворона держит в клюве яйцо лысухи. Снял он ее из укрытия, когда воровка разоряла гнездо. "Подобного кадра я ни у одного фотографа, ни в одном специализированном журнале ни разу не видел", - говорит Евгений Петрович.
Лоси вернулись!
У председателя клуба Валерия Шишенкова трофей иного рода. В этом году после долгого перерыва ему, наконец, удалось "подстрелить" лося. "Дело в том, что лет десять назад лоси практически исчезли из Ленобласти, - поясняет он. - Всех постреляли на мясо. По крайней мере, в тех местах, где я обычно брожу, даже следы их исчезли. А тут вдруг снова появились. Весь год я их выслеживал, приманивал, кормушки ставил, соль сыпал, а сфотографировал практически случайно. Шел проверять кормушку, а молодой лось сам на меня вышел. А вообще, удачный снимок, когда душа радуется, выходит не чаще чем раз в два года".
Журавлей Валерий Шишенков выслеживал и того больше - почти четыре года. Знал поле, где они часто паслись, но подобраться на расстояние "выстрела" никак не удавалось. Чуть подходил поближе - улетали. Но удача рано или поздно обязательно улыбается каждому фотоохотнику. Главное - досконально изучить повадки зверя или птицы, на которых охотишься. "Я заметил, что весной журавли не сразу садятся на поле, а прежде долго над ним планируют, - говорит Валерий Всеволодович. - Стал отслеживать их с помощью бинокля. Это дало мне фору. И в конце концов, все-таки подловил их".
Притвориться кочкой
Чем крупнее зверь или птица, тем сложнее к ним подобраться и тем почетней сфотографировать. "Медведя мне ни разу не привелось снять, - вспоминает Евгений Горинов. - Хотя однажды чуть не столкнулся с ним нос к носу. Шел по тропинке - увидел свежие медвежьи следы. Косолапый явно шел мне навстречу, потом потоптался на месте и повернул назад. Видимо, учуял человека".
А вообще фотоохотники редко снимают животных "с подхода". По-настоящему интересный кадр можно сделать только из специально подготовленного укрытия. Здесь изобретательности лесных папарацци нет предела. Чтобы снять птиц, высиживающих птенцов, фотоохотники мастерят на соседнем дереве настил и устанавливают там палатку. Иногда приходится по нескольку часов раскачиваться на самой верхушке дерева, чтобы сделать удачный кадр. Рекорд Евгения Горинова - 15 часов в засаде!
Укрытия устраивают и у выслеженных заранее нор или на глухарином току. Палатку устанавливают недели две, надо, чтобы зверь и птицы привыкли к ней и запаху человека. Потом приезжают с вечера и ждут до рассвета. А утром главное - не зазеваться. Из такого укрытия Евгений Горинов как-то снял лису, кормящую молоком детенышей. Подобной фотографии он тоже больше ни у кого не видел.
А чтобы сфотографировать водоплавающих птиц, Евгений Петрович притворялся: болотной кочкой. Надевал гидрокостюм, на пояс автомобильную камеру, к которой крепился каркас из алюминиевых трубок с натянутой поверх материей. Сверху эта конструкция забрасывалась травой и мхом. Наружу торчал только объектив. При помощи такого приспособления Евгений Петрович сделал немало редких кадров, шагая по дну Раковых озер, отличающихся от других водоемов небольшими глубинами.
Сова в полете - высший пилотаж
Есть в арсенале фотоохотников и такое приспособление, как фотокапкан. Их хорошо ставить зимой на зайцев, которые протаптывают в снегу целые тропы. Целый день косой бегает по лесу как попало, но на любимую дорожку завернет обязательно. Главное - такую тропку найти, прикрепить рядом камеру, вспышку, и натянуть леску, соединенную с затвором фотоаппарата при помощи специального приспособления. Проскакал ушастый, леску задел - и фотоохотник празднует удачу.
Ставят фотокапканы и на лис. Но уже вблизи нор и обязательно с приманкой. Лисицы - те куриные лапки очень уважают. Случаются, правда, и осечки. То бродячая собака в лес забежит, то грибники или охотники леску заденут, и вместо добычи в кадре чьи-то ноги.
"У меня много всяких самоделок, помогающих в фотоохоте, - делится опытом Евгений Горинов. - Специально для ночных съемок я смастерил дальнобойную вспышку. Обычную вспышку в лесу, где тьма кромешная, на расстоянии больше полутора-двух метров применять бесполезно. А моя бьет на десять-двадцать. С ее помощью я фотографировал сов в полете. Днем сову снимать не интересно: сидит неподвижно на ветке, прищурившись. А ночью у нее глазищи! Снять ночью сову в полете - это высший пилотаж для фотоохотника. У меня в архиве есть несколько таких кадров мохноногого сыча. Мне, кстати, всегда было интересно, как совы добычу носят - в клюве или в лапах? После одной удачной охоты оказалось, что и так, и так.
Но если честно, в фотоохоте для меня главное даже не редкий снимок, а повод для общения с природой. Ведь, в отличие от грибников, я в лес круглый год езжу".
P. S. Питерский клуб фотоохотников существует уже 40 лет и считается одним из сильнейших в России. Сейчас в клубе около тридцати человек. У каждого своя специализация. Кто насекомых снимает, кто певчих птиц, кто животных. Посмотреть работы фотоохотников можно на сайте клуба https://fotoohota.spb.ru