Протоиерей Вячеслав Харинов: "Путь правды всегда труднее"

   
   

- На днях состоялось воссоединение двух ветвей Русской православной церкви. Старые обиды забыты и начинается новый этап взаимоотношений?

- Здесь важно оценить то достояние, с которым пришли к воссоединению отечественная и заграничная Церкви. Никогда Церковь не переживала таких гонений, какие она испытала в России в XX веке. В то же время зарубежная ветвь сохранила бережное отношение к русскому православию. И опыт выживания в тяжелых условиях давления чужой культуры, этноса, политики - бесценен. Конечно, трудностей не избежать, но уже сделанные навстречу шаги говорят о понимании и любви. Это победа русского братства, единства и силы духа.

- Отец Вячеслав, как в современном мире, с его страстями и пороками, жить так, чтобы быть угодным Богу?

- А это не важно, в каком веке живем. Мы действительно ограничены временем, но Бог не ограничен, поэтому для него равноценен каждый человек в любой период истории. Смысл нашей жизни - максимальное раскрытие дарований, которые нам даны, приумножение имеющихся талантов. Но только в соответствии с нравственными заповедями. Если живем достойно - радость познания, труда, творчества, дружбы и любви умножается. Грешник же отталкивает от себя людей, а рано или поздно - Бога, источника жизни.

- Но в современном мире не нарушишь - не выживешь. Например, не дашь денег врачу - не получишь нужного лечения, откажешься от спонсорского взноса - ребенка не возьмут в престижную школу, не откупишься от инспектора ГАИ - заберут права...

- Путь правды всегда труднее. Человек постоянно оказывается перед выбором. Но у христианина из всего разнообразия один выход: идти по пути света и добра. Конечно, человек волен отправиться и дорогой зла, но Бог предупреждает: иди, однако Меня там не встретишь. Поэтому столь опасны компромиссы. Вероятно, сегодня можно решить какую-то проблему, выбрав неправедные пути. Но неизвестно, как и на ком этот поступок отразится завтра.

Бедность - не ореол святости

- Порой приходится слышать, что бедность - это грех. Предприниматель Владимир Потанин в одной из популярных телепередач заявил на всю Россию, что бедный - значит, ленивый. Неужели нищета - следствие греховной жизни?

- Бедность, богатство, деньги сами по себе понятия духовно нейтральные. Для спасения души количество нулей на банковском счете значения не имеет. Человек может владеть миллионами и быть филантропом, жить скромно. А бедный, наоборот, - оказаться эгоистом, средоточием низких духовных стандартов. Бедность - не ореол святости для церкви. Совсем не обязательно бросать бизнес, чтобы понравиться Богу. Мало кто знает, что, изгоняя торгующих из храма, Христос указывал на менял. Под предлогом "нечистоты" языческих римских монет, они предлагали обменять их на "священные сикли (шекели)" по грабительскому курсу. Правда, нельзя забывать, что богатство часто провоцирует бездеятельность, леность, накопительство...

- Однако церковь сама с готовностью освящает офисы, супермаркеты, даже оружие...

- В самом слове "освящение" корень - святость. Это значит, что в этом месте ничего дурного происходить не должно. Да, в офисе проводят деловые сделки, подписывают контракты, но при этом коммерсанты должны помнить о людях, живущих от зарплаты до зарплаты. И при освящении оружия церковь говорит о мире, милосердии к противнику. Церковь учит и во враге видеть человека.

Парад грехов недопустим

- В нашем городе едва не прошел гей-парад. Как церковь относится к такому проявлению вседозволенности?

- Любое извращение человеческих отношений - грех. Поэтому устраивать парад грехов и выставлять их как предмет гордости недопустимо. Тем более в городе, который смело можно назвать святым, где принесено столько невинных жертв в годы блокады. Страшно представить, чтобы на святых улицах, где не ступала нога внеш.него врага, потешался враг внутренний. Это против тех духовных традиций, которыми скреплен наш народ. Я видел подобный "смотр" в Берлине. Веселья там нет, зрелище давит и унижает человеческое целомудрие. А все, кто поддерживает сомнительную идею, пусть честно ответят: они хотят, чтобы это видели их сын или дочь?

- Широко известна ваша деятельность по созданию немецкого военного кладбища в селе Лезье-Сологубовка. Чем продиктовано такое всепрощение врагов, захватчиков?

- Нам, современным людям, не надо ни с кем мириться, немцы нам не враги. Да, меня называли защитником могил оккупантов, и я понимаю людей, которым трудно преодолеть многие вещи, связанные с войной. Однако помимо эмоций у нас есть еще разум и воля. А они говорят: погосты не участвуют в распрях. Что, оставить останки валяться? Тогда кем вырастут наши дети, играя костями, на которых нет обозначения "свой-чужой"?

Солдаты имеют право на могилу, за что и кого бы они ни воевали. Последние события в Эстонии тому подтверждение. Россия в своем отношении к останкам солдат преподает Европе урок христианской этики и нравственного превосходства.

Я объездил с нашими ветеранами почти все мемориалы советских солдат в Германии, везде служил панихиды по погибшим. Воинские кладбища бойцов Красной армии там находятся практически в идеальном состоянии, их не тронули даже во времена Гитлера. Захоронения побежденного врага служат доказательством силы и великодушия победителя.

Люди в деградации не виноваты

- Как благочинный Кировского округа Ленобласти, вы часто бываете на селе. Почему, на ваш взгляд, так трудно возрождается глубинка?

- Я вижу разрушение деревни. Люди на селе не хотят копать, сеять, собирать и сохранять урожай. Повреждены и дух собственности, коллективизма. Ни у кого нет желания поправить штакетник у палисадника, убрать ржавеющий металлолом, вырубить сорняки. Молодежь уезжает, многие школы упразднены. Парадокс: храмы не разрушены, но вместо домов руины и служить не для кого.

Людей в такой деградации винить сложно. Ведь это след.ствие общего одичания. Порция наркотика в глубинке сегодня стоит дешевле, чем стакан приличной водки. В ходу жидкость для мытья стекол... Народ потчуют дикостью по телевизору, навязывают пошлость, низкую мораль. Проводят ущербную социальную политику. Если человека довести до полного отупения безработицей, потерей смысла жизни - им легко манипулировать.

Сейчас ростки нового сознания пробиваются. И все, кто может, должны поддержать людей. Нравственному "отрезв.лению" народа способствует и Церковь. Ну а государству прежде всего надо вкладывать средства в человека, а уже потом - в амбициозные проекты.

- Сегодня политики открыто борются за голоса молодежи. Да и в храме можно увидеть немало молодых. Как находите тропинку к "поколению ru"?

- Священник должен уметь общаться с молодежью, но старые формулы уже не годятся. Если я прихожу в дом и вижу у парнишки плакаты с Eminem, то я так должен поговорить об этом музыканте, чтобы подросток прислушался и сделал необходимые выводы. Понял, что я владею предметом, знаю содержание песен. Но мне во сто крат важнее, чтобы в доме висел не постер с модным исполнителем, а хотя бы одна икона.

При этом не надо придумывать какие-то ловушки. Новое поколение само все видит и реально оценивает происходящее. Другое дело, что следует оградить неокрепшие души от необдуманных поступков, скрытых соблазнов. Ведь зло часто предстает в тонкой, изящной оболочке, и надо уметь его распознать. Вот здесь пригодится опыт священника. И я рад, что все больше людей находят дорогу к храму.

Смотрите также: