Алла Манилова: "Политике женщины предпочитают бизнес. Пока"

   
   

Борьба брендов

- В КОНЦЕ года нас ждет голосование за депутатов Госдумы, последнее перед выборами нового Президента. Некоторые аналитики предрекают, что борьба будет острой и грязной. Как вы считаете, Петербургу грозят информационные войны?

- Грязные технологии - это проявление бессилия. Точно так же в споре: когда не хватает аргументов, переходят на оскорбления и крик. Это удел агрессивных и слабых. Провокационные листовки, подпольные газеты и вброс грязных слухов в магазинах, метро и троллейбусах - все это мы проходили и десять лет назад, и этой зимой. Исключить, что специалисты в области грязных технологий приготовят и на этот раз новую порцию яда, было бы легкомысленным. У них работа такая, причем хорошо оплачиваемая.

И все же вопрос в потребителях. То есть в нас с вами. Будем эту грязь читать, слушать, верить - и она никогда не уляжется. Потому что спрос формирует предложение. А если вынутую из почтового ящика подметную фальшивку вы тут же бросите, если так поступит большинство - вот тогда в штабах призадумаются, стоит ли тратить на эти "спец-

операции" шальные деньги. Кстати, социологи и психологи сходятся во мнении, что на выбор людей эти страшилки уже почти не влияют. Предвыборной "клубничкой" перекормили до отрыжки. Сегодня не 90-е годы, избиратели стали взрослее. Это как в детстве любишь одну еду, а в зрелом возрасте совсем другую. Избиратель, мне кажется, все больше востребует качественную агитацию. Партии должны не только иметь программу и позицию, но и уметь ее ярко, убедительно и доходчиво презентовать. Словом, и иметь, и уметь.

- Наши политики это понимают?

- Думаю, предстоящие выборы подтолкнут их к пониманию, что нужны не грязные, а НОВЫЕ технологии. Ведь это будет кампания брендов, а не конкретных кандидатов. Кардинально поменялась конструкция выборов. Если раньше можно было рассказывать, что вот этот кандидат вытащил трех человек из проруби, а этот - усыновил пятерых детей, то сейчас ставка "на хорошего человека" не сработает. Потому что партия - это не компания хороших или плохих людей и не команда симпатичного или несимпатичного лидера. Это политическая сила, которая говорит: проголосуйте, потому что мы обещаем вам вот это и сделаем вот это. Теперь мы будем ассоциировать каждую партию с конкретной программой, а избиратель будет знать, почему он голосует за нее и что он приобретает за свой голос.

Ниже пояса не бить

- АЛЛА Юрьевна, раньше вы были журналистом, теперь - представитель власти. Как вам сегодня видятся отношения власти и СМИ?

- Надо понимать, что власть и журналистика - это не любовники, не семья и, вообще, изначально понятия неродственные. Я помню времена, когда первые лица города беспрестанно завтракали, обедали и ужинали с главными редакторами. Хорошие отношения с начальством - вещь, без сомнения, приятная, но никакого отношения к демократии и свободе слова не имеющая. Если власть водит вокруг руководителей СМИ хороводы и изо всех сил устанавливает "индивидуальные дружеские" отношения с журналистами, то тем самым она признается в слабости своей информационной политики.

Между властью и СМИ - естественная дистанция, позволяющая каждому выполнять свою работу. Власти - принимать и реализовывать свои решения. Прессе - оценивать их глазами общества, реализуя принципы свободы слова. При этом цивилизованными их отношения можно назвать, когда обе стороны придерживаются своего рода меморандума. Власть обеспечивает равный и открытый доступ к информации, равные условия продвижения на рынке и равные бюджетные возможности в отношении всех СМИ. В свою очередь, СМИ в отношении власти исповедуют известный принцип : "ниже пояса не бить и не целовать".

- Как реагирует губернатор на критику в СМИ? Женщины ведь традиционно считаются более эмоциональными, нежели мужчины...

- Если критика конструктивна, у Валентины Ивановны ни один мускул на лице не дрогнет. Напротив, на каждой конкретной статье о той или иной городской проблеме она пишет резолюцию с требованием разобраться, принять меры и, что особенно важно, доложить о выполнении. А вот откровенная ложь, спекуляции, оскорбления и "джинса" вызывают только одну реакцию: "Ну как не стыдно!"

Ослабить этим губернатора невозможно, но доверие к журналистике подрывается. Сами руководители наших ведущих СМИ, равно как и лидеры Союза журналистов, Лиги журналистов, к этому очень чувствительно относятся. Они отчетливо понимают, что тиражированная ложь - это, прежде всего, репутационные проблемы самого профессионального цеха. Все серьезные игроки петербургского медиа.рынка исходят из того, что и власть, и средства массовой информации несут каждый свою ответственность за социальный климат в городе. У нас сильное профессиональное сообщество, и "желтая" пресса никогда не будет здесь править бал.

- Матвиенко - единственная в стране женщина-губернатор. Как вы считаете, почему сегодня представительницы слабого пола так мало представлены во власти? Может, им действительно не место в политике, а Валентина Ивановна - просто редкое исключение?

- Наш губернатор и в самом деле уникальна - достаточно почитать ее биографию. К тому же она поразительно бесстрашна. Даже в самолете, в условиях жесткой турбулентности, когда ее спутники-мужчины хватаются за подлокотники и бледнеют, Валентина Ивановна спокойно поправляет прическу перед посадкой. А бесстрашие не считается женской чертой, не так ли?

Если говорить о "женском призыве" в политике как явлении массовом, то "Поднятую целину" писать рано. Да, наше время востребовало активных, ярких, самодостаточных, образованных женщин. Они быстро оценили новые возможности и бросились реализовывать себя. Но выбирая между политикой и бизнесом, женщины-лидеры пока предпочитают бизнес. Однако чем быстрее женщины сделают карьеру в бизнесе, тем быстрее самые сильные и талантливые из них придут в политику. Им уже будет нужен успех другого порядка. Ибо в бизнесе надо играть по правилам, а в политике можно влиять на правила игры.

Смотрите также: