Бес самокатов? Начали действовать новые правила для двухколёсного транспорта

Перечень мест в городе, где передвижение на электросамокатах запрещено, значительно расширен. © / Petrov Sergey / www.globallookpress.com

К началу нового сезона петербургский комитет по транспорту подписал соглашение с кикшеринговыми компаниями на 2024 год. По каким правилам теперь будут сдавать двухколёсный транспорт в аренду, и станет ли на улицах города безопаснее?

   
   

Ограничить школьников

Уже известно, что в этом году электросамокатов на улицах Северной столицы станет ещё больше – для аренды будут доступны 48 тысяч средств индивидуальной мобильности.

Ранее принятое ограничение скорости остаётся в силе – двигаться быстрее, чем 20 км/ч, по городу запрещено. Также в 133 районах разрешённая скорость и вовсе ограничена до 15 км/ч, а в семи локациях – не превышает 10 км/час.

О чём же ещё договорились Смольный и кикшеринг? Во-первых, расширили перечень мест в городе, где передвижение на электросамокатах запрещено. Всего бессамокатных зон в городе теперь 28, это, в том числе, парк 300-летия Петербурга, Дворцовая и Разводная площади, а также улица Морского Десанта. И скорость, и районы передвижения будут регулироваться программно, как и раньше.

Обещает новое соглашение избавить от несовершеннолетних лихачей на самокатах, которых ранее нередко можно было заметить на улицах, отчаянно на полной скорости маневрирующих между пешеходами на тротуарах и автомобилями на проезжей части. Решить вопрос планируют усложнением авторизации. Теперь, чтобы создать аккаунт и прокатиться на двухколёсном транспорте, потребуются не только номер телефона и банковская карта, но и личный кабинет на портале Госуслуг.

Никаких «обнимашек»

Не забыли власти и про любителей прокатиться в обнимку, что также является нарушением и приводит к потенциально опасным ситуациям. С 1 апреля кикшеринговые компании начнут тестировать специальные детекторы, установленные на самокатах, которые будут определять, один человек стоит на так называемой деке или двое. Предполагается, что в случае нарушения самокат попросту не сдвинется с места, пока лишние райдеры не слезут с него.

   
   

Как и ранее, для всех компаний будет действовать система страхования ответственности, а также обязательства по техническому и информационному обслуживанию самокатов. Однако в этом сезоне для петербуржцев запустят бот, через который можно будет отправлять жалобы на лихачей. В планах и вовсе создать единую базу «злостных нарушителей». Оказавшиеся в ней любители пощекотать нервы себе и окружающим будут блокироваться сразу на всех кикшеринговых сервисах.

Уже прижились?

По задумке комтранса, планомерная работа по регулированию кикшеринговых компаний и движению электросамокатов в городе сделает Петербург безопаснее для всех участников дорожного движения и при этом не лишит жителей Северной столицы вполне удобного и полноценного средства индивидуальной мобильности.

Статистика свидетельствует о том, что совместная работа Смольного с сервисами проводится не зря. Кикшеринг стал новым видом городского транспорта. За восемь месяцев сезона 2023 года более 40% жителей города совершили хотя бы одну поездку на самокате. Количество поездок петербуржцев на самокатах увеличилось на 96% по сравнению с прошлым сезоном. При этом 90% совершалось по транспортному сценарию. Это были относительно короткие поездки от транспортных хабов (остановок общественного транспорта) до жилых кварталов, торговых и бизнес-центров.

Средняя продолжительность одной поездки составила 10 минут 22 секунды. Более 99% всех поездок на самокатах происходило без происшествий и ДТП, а количество негативных инцидентов на каждую 1000 поездок в этом сезоне снизилось на 20% по сравнению с прошлым годом.

Однако по-прежнему нуждается в проработке вопрос страховых выплат. Получить компенсацию пострадавшим в ДТП с самокатами до сих пор бывает довольно проблематично. Как рассказал депутат Законодательного собрания, председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилёв, депутаты всё ещё получают жалобы от горожан, которые пострадали в такого рода авариях, чтобы получить компенсацию, им приходиться судиться.

«На встрече с кикшеринговыми компаниями их представители заявили, что страховки работают, то есть люди, пострадавшие от столкновения с самокатами, автоматически получают компенсацию. Однако к нам в комиссию обратилась женщина, которую сбили на тротуаре, она получила травмы средней тяжести (есть выписка из больницы) и вместо компенсации получила судебную тяжбу. Представители кикшеринга пообещали разобраться с этим и аналогичными случаями», – поделился депутат.

По словам Алексея Цивилёва, сейчас разрабатывается новый законопроект, который должен создать на федеральном уровне более чёткие правила и систему наказаний в области аренды электросамокатов.

Смущают многих петербуржцев и парковки электросамокатов, которые вроде бы и отодвинули от остановок и входов в метро, но они по-прежнему нередко создают неудобства и мешают пройти по тротуару. Удастся ли решить эти проблемы городским властям в ближайшее время – вопрос.

«Не хочу забегать вперёд, но, скорее всего, в начинающемся сезоне мы вновь столкнёмся с травматизмом. Все случаи, когда вопросы коммерции и финансовой выгоды ставились впереди вопросов безопасности, заканчивались не очень хорошо. По-хорошему, на тротуарах, там, где идут пешеходы, электросамокатам вообще делать нечего», – констатирует начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МВД России Роман Плугин.

Мнение власти

Заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков:

«Мы подписали соглашение с тремя крупнейшими операторами кикшеринга на сезон 2024 года. Документ дополнен новыми запретами и ограничениями в интересах, прежде всего, пешеходов. С 2021 года, когда комитет по транспорту первым в стране разработал и подписал соглашение с кикшерингами, адресный перечень ограничений и запретов увеличился в три раза и составил почти 230 локаций. Одновременно операторы стали больше внимания уделять мероприятиям по повышению культуры вождения, борьбе с нарушениями, обеспечению безопасности. Совместная работа приносит результат: по статистике операторов, более 99% всех поездок на самокатах происходит без происшествий и ДТП. 90% поездок совершаются не хаотично, а по транспортному сценарию, например, от станций метро или остановок наземного общественного транспорта до жилых кварталов, ТРК и иных точек притяжения. В этом сезоне уделим особенное внимание цивилизованной парковке самокатов на улицах Петербурга».

Точка  зрения

Доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС, эксперт в сфере общественного транспорта Виталий Горохов:

«За сезон 2023 года, по статистике кикшерингов, порядка 40% жителей Петербурга хотя бы раз пользовались прокатным самокатом.

Это очень впечатляющий показатель, который свидетельствует, что кикшеринг успешно интегрирован в транспортную систему мегаполиса. 90% поездок по транспортному сценарию подтверждает, что тренд кикшеринга как развлекательных покатушек ушёл в прошлое.

Теперь это, действительно, «транспорт последней мили», для которого необходимо активнее создавать необходимую инфраструктуру. В конце 2023 года Заксобрание Петербурга поддержало долгосрочную концепцию развития веломаршрутов.

В соответствии с документом, до 2030 года планируется создать 857 км новых маршрутов для велосипедов и самокатов».