Стимулом к этому стали поправки в законодательство, принятые Государственной думой 1 февраля текущего года. Документ вступает в силу 1 апреля и значительно расширяет полномочия регионов. В том числе даёт им возможность самостоятельно вводить ограничения на торговлю спиртным.
Это касается и точек общепита, расположенных в жилых домах и на прилегающих территориях. Как в нашем городе собираются воспользоваться предоставленным административным ресурсом? Что выиграют жители? И как в запретах не перегнуть палку?
Утром – магазин, вечером – бар?
Для Петербурга вопрос «наливаек» не новый. Ещё в 2020-м депутат городского парламента Денис Четырбок предложил ограничить работу маргинальных заведений, которые под видом общепита продают алкоголь по ночам. Народный избранник отмечал, что действует в интересах петербуржцев: местные жители устали от шума и грязи, которые всегда идут бок о бок с такими «точками напряжения». Ведь «наливайки» это заведения, которые, имея лицензию, днём работают как магазин, а вечером, когда начинает действовать запрет на продажу спиртного, превращаются в бар. То есть по-прежнему продают «белое и красное», только откручивают пробку. Так себя вести позволяют лазейки в законодательстве, которыми и пользуются коммерсанты. Чаще всего это происходит в спальных районах мегаполиса или многоквартирных домах, куда встроены магазины.
Чтобы избавить жителей Северной столицы от столь нежелательного, отравляющего жизнь соседства, четыре года назад в качестве ограничителя депутаты предложили ввести минимальную норму площади питейного зала. Для панельных домов 1957–1980 годов постройки 50 м2, и 20 «квадратов» – для всех остальных. Однако эта инициатива вызвала жёсткое сопротивление бизнес-сообщества. Выяснилось, что под закрытие в таком случае могут попасть около тысячи вполне законопослушных баров и кафе, в том числе авторских, имеющих давние традиции. Начались споры, скандалы, суды. И хотя целый ряд сомнительных заведений были вынуждены перепрофилироваться или совсем уйти с рынка, в итоге после длительных дискуссий город вернулся к установленному федеральными органами минимуму – 20 метров. Сейчас второй этап.
Кто нарушает режим?
«Наш закон уже работает. Мы регулярно получаем положительные отклики от жителей города: в некоторых домах, где с проблемой не могли справиться годами, она была решена, – подтвердил председатель бюджетно-финансового комитета ЗакСа Денис Четырбок. – Сразу хочу успокоить скептиков, никакой спешки с реализацией нового документа не будет. Перед нами стоит непростая задача – определить целый набор критериев, по которым следует разграничить заведения, нарушающие режим, от тех, кто работает добросовестно. Будет дифференциация по видам зданий, потому что они все разные. Учтём и географию, так как многие дома, улицы, особенно в центре, стали гастрономической достопримечательностью, и мы должны бережно к этому относиться. Надо принимать во внимание время суток. Возможно, в будние дни регулирование станет более строгим, а в выходные и праздники – допускается послабление».
Чтобы реализовать эти планы, в Мариинском дворце создают рабочую группу. Вопросы её формирования уже обсудили на февральском заседании БФК. Туда депутаты собираются пригласить представителей всех заинтересованных сторон, в том числе бизнеса, налоговых служб. Это сделано специально, чтобы ограничения для «наливаек» не ударили по добропорядочным коммерсантам. Придут и жители домов, страдающие от пьяного ора, нарушающего все мыслимые нормы, в том числе закон о тишине.
Тем не менее ряд экспертов призывают авторов инициативы со всех сторон взглянуть на проблему.
«Живу на Васильевском острове и не вижу как самих «наливаек», так и скандалов с ними, – отметил публицист, политолог Юрий Светов. – Да, в домах есть магазины, где в шаговой доступности продаются различные товары, в том числе алкоголь, однако это никому не мешает. Открыты и рюмочные, но часы их работы строго ограничены. Ни разу не видел там хулиганства, разборок или ссор. А если они и случаются, у нас существует множество способов контроля. Работает немало государственных организаций, силовых структур, призванных навести порядок. Пусть они этим и займутся».
Мнение эксперта
Старший научный сотрудник Института социологии РАН Мария Мацкевич:
«Проблема важная, но она, скорее, локальная, и больше всего беспокоит жителей домов, где идёт такая торговля. Их настроение и резкий протест понятны. Это потенциальная среда для криминальной обстановки, а ведь рядом ходят пожилые люди, дети.
С другой стороны, многочисленные опросы показывают, что обеспокоенность граждан чаще всего заканчивается через несколько метров от «горячей точки». Аналогичная картина наблюдалась, когда вводились запреты на курение. Поэтому жители поддерживают борьбу с «наливайками», но сегодня это не самая большая беспокоящая их забота. Она точно не находится на вершине тревог. Всё это нужно учитывать при решении вопросов, которые затронут тысячи горожан».