«РеклаMIX». Что рекламировали по ТВ в Советском Союзе?

«Рекламу может снять каждый»

На открытой киностудии ЛенДок прошел фестиваль рекламы «РеклаMIX». Рекламные ролики Советской эпохи транслировали на большом экране в течение полутора часов. Перед показом для зрителей выступили эксперты в области рекламы.

   
   

Руководитель студенческой организации «Гильдия дизайнеров» Григорий Якушев рассказал о том, как правильно создавать театральные афиши, а креативный директор компании «Reclama Kino Production» Александр Казанский продемонстрировал видео съемочного процесса рекламного ролика пельменей. «Рекламу может снять каждый!», - заявил Казанский.

Место для проведения рекламного фестиваля было выбрано не случайно. Дело в том, что с 1991-го года на киностудии ЛенДок в течение восемнадцати лет располагалось Первое рекламное объединение. За годы его существования было снято более 600 рекламных роликов по заказу коммерческих организаций и министерств. В рамках рекламного фестиваля прошел полуторачасовой показ ретро-рекламы в режиме нон-стоп – преимущественно 80-х годов. Реклама того времени кардинально отличалась от той, которую мы привыкли сейчас видеть на экранах телевизоров. Ни один ролик не был встречен зрителями без улыбки. Что же рекламировали по телевизору в Советском Союзе?

Боярский снимался в рекламе мебельного магазина. Фото: Яна Хватова

Мужчин объединяет шерсть

В советские годы, в отличие от наших дней, было не так много роликов, посвященных еде. Половина из них рекламировала электрические плитки и сковородки. В одном из роликов у плиты стоит мужчина в фартуке и с пышными усами.

На плите готовятся четыре блюда одновременно, и повар явно озадачен этим. В этот момент хорошо поставленный закадровый женский голос рассказывает о преимуществах электроплитки – как вкусно и быстро на ней все готовится. Также диктор добавляет, что электроплитку должна взять на вооружение каждая хозяйка. Для убедительности этих слов в кадре появляются котлеты, приготовленные на такой плитке. Сейчас вряд ли кто-то назвал бы их аппетитными, но в то время эта реклама была очень эффективной.

Другая реклама начинается со следующей экспозиции. На стульях в ряд сидят пятеро мужчин. Закадровый голос спрашивает у зрителей: «Как вы думаете, что объединяет этих мужчин?», - и тут же отвечает: «Качественная шерсть!». В зале взрыв смеха. Оказывается, это реклама шерстяных мужских костюмов.

В одной из реклам снялся даже Михаил Боярский. В черно-белом ролике молодая пара с очень мрачными лицами сидит в пустой квартире. Молодожены смотрят в пол и грустно вздыхают: они не знают, как и где ее обставить. Следующий кадр – счастливая и радостная пара заходит в магазин за мебелью. Ролик рекламирует Ленинградский магазин мебели по образцам.

   
   

В еще одном забавном ролике печальная девушка не знает, что надеть. Ей на помощь приходят разноцветные стеклянные пуговицы, которые, по словам диктора, могут «обновить любую вещь». Пуговицы в кадре бросаются в пляс и выкладываются в форме цветов. Девушка счастлива.

Освежители воздуха советской эпохи. Фото: Яна Хватова

От помады до палатки-прицепа

В следующей рекламе глава семейства ходит по комнатам и спрашивает у своих домочадцев, не видел ли кто его телевизор. Ему отвечают – нет, не видели. Мужчина очень расстраивается и продолжает поиски. Он заглядывает в комод, под кровать, но находит телевизор в ванной – его смотрит сын. Ролик рекламирует маленький переносной телевизор, который «может достойно занять место второго телевизора в вашем доме».

В основном все ролики показывали вещи, которыми в настоящее время уже никто не пользуется. Так, например, в рекламе расхваливали практичность надувных игрушек для детей, которые можно сдуть и тем самым сэкономить место в комнате. Очень много роликов было посвящено различным радиоприемникам и средствам от моли. Рекламировали пульверизатор для цветов, губную помаду, банки, автомобильный прицеп-палатку, который всегда можно возить с собой. По такой рекламе молодые люди, не заставшие Советский Союз, могут получить вполне полноценное представление о быте и порядках того времени. Актеры в рекламе играют самозабвенно – зрители сразу всему верят, не то что сейчас. Кто знает, может быть, кто-то будет смотреть современную рекламу лет через двадцать-тридцать и тоже находить ее интересной.

Смотрите также: