Первое испытание пассажирской конно-железной дороги в Петербурге состоялось на Невском проспекте 151 год назад, 22 июля 1863 года. Через месяц, 27 августа, первые пассажиры поднялись в вагон конки, которая отправилась в путь по маршруту «6-я линия - Конногвардейский бульвар - Адмиралтейская площадь». Популярность одного из первых видов общественного транспорта оказалась ошеломляющей. Только за один год первая городская линия конки перевезла почти миллион пассажиров.
SPB.AIF.RU вспомнил интересные факты из истории петербургской конно-железной дороги.
Общественный транспорт XIX века
До появления конки возможность передвигаться по городу на большие расстояния была доступна либо представителям высших слоёв общества, либо зажиточным купцам, так как у них всегда был либо собственный выезд, либо возможность нанять пролётку - двухместный экипаж. Крестьяне и рабочие преимущественно путешествовали пешком: извозчики требовали за свои услуги непомерную плату, а удовлетворить потребность в перевозках, растущую с каждым годом, не могли.
Первой попыткой решить проблему стал омнибус – карета, запряжённая лошадьми, которая вскоре стала неотъемлемой чертой городского пейзажа в 30-х годах XIX столетия. Омнибусы вмещали 10-16 человек, а проезд в один конец стоил 10 копеек.
Город развивался, число жителей увеличивалось, и кареты уже не могли справляться с потоком пассажиров. На смену омнибусам пришел новый вид транспорта - конно-железная дорога, которую принято считать прообразом современных трамваев.
В 1854 году в окрестностях Петербурга, близ Смоленской слободы, инженер Полежаев спроектировал и построил первую конно-железную дорогу, которая протянулась на 3,5 км. В 1860 году первая линия грузовой конно-железной дороги появилась в городе на Неве. А через три года конки стали перевозить и людей.
Быстро и современно
Первое товарищество конно-железных дорог построило линии по Невскому проспекту, по Садовой улице, а также от Адмиралтейской площади и по Николаевскому мосту. В 1863 году конка впервые начала перевозить людей.
Конка моментально стала решением для тех, кто желает «быстро и современно» добраться до нужного места. Никаких дилижансов и трясущихся на рессорах колясок. Вместо них предлагалось пересесть в вагон с деревянной скамьей, который двигается со скоростью 8-12 км в час под весёлый звон колокольчика, которым кучер оповещал зазевавшихся прохожих о своём приближении. Такой вид транспорта стал серьёзным конкурентом для пролёток и омнибусов: он мог вместить около 40 пассажиров.
Опасно и неприлично
В то время конка представляла собой вагон, который по рельсовым путям тянет одна или две лошади, управляемые кучером. Синие вагоны были одноэтажные и двухэтажные. Второй этаж – это открытая площадка со скамьёй, которая называлась империалом и билет туда стоил дешевле - две копейки вместо пяти. К слову, эта площадка в своё время вызвала горячие дебаты в Думе, где к идее конной дороги поначалу отнеслись с недоверием. Вся причина заключалась в том, что империал, куда вела крутая лестница в четверть оборота, располагавшаяся в углу площадки, была не только неудобной и опасной, но и даже... неприличной: дамам с их платьями и ворохом нижних юбок было совсем не комильфо подниматься на такую верхотуру. Лишь со временем лестницы сделали пологими, во всю ширину площадки, а с 1903 года женщины получили официальное разрешение ездить на империале.
Правила поведения
Благовоспитанные барышни из приличных семейств, которые гуляли по городу в сопровождении гувернанток, также могли не опасаться за то, что к ним отнесутся неуважительно или, что их деликатные чувства будут оскорблены: едва только конка поехала по городским улицам, сразу появился свод правил поведения для пассажиров. Например, мужчина, который входил в вагон, должен был обязательно склонить голову в сторону сидящих дам, курить разрешалось только на площадках и в открытых вагонах, не дозволялся проезд вместе с питомцем, нетрезвые пассажиры и граждане, «имеющие на себе слишком загрязнённую одежду» в вагоны не допускались, а «плевать в вагоне» категорически воспрещалось.
График движения
Движение конки должно было начинаться не позднее восьми часов утра, а летом - не позже семи. Новый вид передвижения приобретал такую популярность, что в Петербурге и в других крупных городах стали появляться «Товарищества конных железных дорог», которые занялись обеспечением всех городских линий новым транспортом. Таким образом, к 1910 году в столице образовалось около тридцати линий, которые проходили по центральным улицам города - по Невскому проспекту и Садовой улице, от Адмиралтейской площади до Николаевского моста (сейчас Благовещенский). Конки обслуживали только центральную часть города, не доезжая до окраин. Выгода, которую получали акционеры, была колоссальной: за один только год конка перевезла около миллиона пассажиров. Слухи о высокой доходности повлекли за собой создание шести конных парков, в которых стояло три тысячи лошадей, обслуживающих 26 маршрутов. Конные парки в Петербурге располагались в районе нынешних Советских улиц, у Московской и Нарвской заставы и на Петроградской стороне.
Помимо кучера, или попросту вагоновожатого, конку обслуживали кондуктор и два мальчика-форейтора, которые впрягали лошадей и помогали преодолевать затруднительные участки пути: например, на конечной станции выпрячь лошадей и поставить их с другой стороны вагона, чтобы отправиться в обратный путь.
Закат
К началу XX века популярность конки начала падать, так как на петербургских улицах появилось новое изобретение – электрический трамвай. Акционеры стали вкладывать свои капиталы в развитие трамвайного движения. При этом строительство рельсов велось параллельно с линиями, по которым неторопливо ехали конки.
К 1917 году трамвай практически полностью вытеснил с улиц конно-железную дорогу.
Однако в 2004 году она вновь появилась в Петербурге. Модель-копия вагона петербургской конки была создана скульптором Ахнафом Зиянаевым в натуральную величину и установлена на площади у метро «Василеостровская». Точно такая же конка курсировала по улицам города в 70-х годах XIX века.
Смотрите также:
- Невзрачный, но практичный. Интересные факты из истории Финляндского вокзала →
- Специалисты: Ленинградский вокзал должен логичнее назвать Петербургским →
- Магистраль смерти. Как Николаевская железная дорога связала две столицы →