Стратегия-1912. Каким должен был стать Петербург по генплану начала XX века

В Доме Книги Санкт-Петербурга прошёл букинистический аукцион, где был выставлен необычный лот – генплан обустройства города 1912 года инженера Фёдора Енакиева. Издание, изначально оценённое в 35 тысяч рублей, было куплено частным коллекционером за 300 тысяч.

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает, какие необычные решения предлагал этот план и как город мог лишиться привычных нам проспектов и каналов. 

Даёшь городу метро!

В 1910 году инженер Фёдор Енакиев и архитектор Леонтий Бенуа создают совместными усилиями план обустройства Петербурга, который незамедлительно привлекает к себе пристальное внимание членов царской фамилии и общественности.

Енакиев был энтузиастом и ярым патриотом, относившимся к городу так, как относятся разве что к любимому человеку. Он считал несправедливым отставание Петербурга от преобразовательных процессов, которые уже успели затронуть европейские города, и стал первым человеком, заговорившим о необходимости создания метро.

В его понимании оно не только должно было облегчить жизнь горожанам, но и стать своеобразным символом прогресса, который заставит обратить внимание мировой общественности на столицу Российской империи, поставив её на один уровень с самыми продвинутыми городами Европы. Например, с Лондоном, где метро появилось в далёком 1863 году.

Улицы-дублёры и новый центр столицы

Впрочем, помимо строительства метро у инженера были другие радикальные планы касательно преобразования города. Енакиев уделял особенное внимание вопросам перемещения и коммуникациям. Он понимал, что с каждым годом плотность населения только увеличивается, и нужно попытаться решить эту проблему, создав так называемые «улицы-дублёры». Одним из таких двойников должен был стать Романовский проезд, который копировал бы Невский проспект и должен был протянуться от набережной реки Мойки до тринадцатого дома на Конюшенной улице.

Помимо этого Крюков канал, который, как поётся в известной песне, обнимается с Фонтанкой, словно брат с сестрой, предлагали засыпать землёй и превратить в живописный бульвар, выходящий на Благовещенскую площадь (сейчас площадь Труда) и Николаевский мост (сейчас Благовещенский). Вследствие этого новшества открылся бы изумительный вид на Благовещенский собор и Неву, а Петербург получил бы въезд, который «не имела бы ни одна столица Европы».

   
   

Фото Николаевского (сейчас Благовещенского) моста. 1912 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Впрочем, удивляться проекту не приходится - подобный опыт у инженеров уже был. После смерти Павла I Карло Росси занялся перепланировкой Михайловского замка. Усилиями великого зодчего, каналы вокруг – Церковный и Вознесенский – засыпают, мосты уничтожают, а на их месте появляется Инженерная улица.

Возвращаясь к задумке Енакиева, нужно отметить, что бульвар-близнец Невского должен был стать новым деловым центром столицы, который помог бы разгрузить плотный поток людей и транспорта, и где центральную роль в композиции заняла бы Новая Голландия и Литовский замок.

Интересно, как сложилась бы судьба замка, стань он частью этой задумки? Если вспомнить историю, этому зданию в стиле классицизма, в котором размещалась тюрьма для политзаключённых, оставалось жить совсем недолго: в 1917 году замок сгорел от рук восставших рабочих.

Впрочем, Енакиев не был прорицателем, и в том, относительно спокойном 1912 году, писал в своём плане: «Литовский замок следовало бы отнести под управление комендантом Петербурга, взамен неудобного помещения на углу Садовой и Инженерной улиц, перестроив его во флорентийском стиле. Поцелуев мост должен быть расширен до Литовского замка, а постройки «Новой Голландии» могут быть приспособлены для зданий судебных установлений».

Литовский замок — бывшая тюрьма в Санкт-Петербурге — находилась у пересечения реки Мойка и Крюкова канала. Фото: Commons.wikimedia.org

«Резервуар чистого воздуха»

Также Бенуа и Енакиев предлагали опять же с целью разгрузки проложить параллельно Каменноостровскому проспекту линию, которая, ведя на Выборгскую строну, открыла бы дорогу к Лесному проспекту, соединяя, таким образом, историческую часть города с его новой стороной. Помимо этого, за Чёрной речкой мог появиться стадион, а объединение Лесного и Удельного парков со Строгановским садом, превратило бы это гигантское пространство в грандиозный «резервуар чистого воздуха». Марсово поле было предложено видоизменить в стиле парижского Люксембургского сада и украсить скульптурами цариц Российской империи.

Марсово поле было предложено видоизменить в стиле парижского Люксембургского сада и украсить скульптурами цариц Российской империи. Фото: Commons.wikimedia.org

Неосуществлённые замыслы

Отдельное место в плане Енакиева занимала тема сохранения культуры, также он хотел увековечить знаменательные даты из российской истории: он просил обратить внимание, что такое важное государственное событие как отмена крепостного права и манифест 17 октября до сих пор не нашли отражения в архитектуре города. Также Енакиев делал акцент на обветшавшем здании Городской Думы, которая «по внешнему виду не заслуживала чести быть символическим выразителем великих начал правосудия и свободного единения граждан». Власти со словами инженера были согласны, но новое здание Дума так и не получила.

Но если бы только одно это предложение Енакиева осталось нереализованным. В воздухе уже ощущалась угроза войны, а проект, созданный инженером, был рассмотрен слишком поздно, аккурат накануне Первой мировой. Впрочем, отнеслись к нему благосклонно. Однако в конце июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет войну Сербии, и начинается отсчёт бессмысленной мировой бойне. Через полгода Енакиев умирает, а затем большевиков больше занимала борьба за власть и столкновения с «белыми», чем благоустройство города.

Фотография, сделанная с высоты Исаакиевского собора. 1912 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Сегодня план «Задачи преобразования Санкт-Петербурга» ценен не только в историческом смысле: он перешагнул через временные рамки, а решения, описанные в нем, могли бы улучшить жизнь и современного Петербурга.