Экскурсии по Петербургу за 28 рублей. Что можно увидеть из окна троллейбуса

Sir James / Commons.wikimedia.org

Троллейбусы курсируют по улицам Петербурга уже 113 лет – 13 апреля 1902 года здесь прошли первые испытания двурогого транспорта. В Европе троллейбусные маршруты появились ровно за 20 лет до этого. Россия появлением электрического общественного транспорта обязана фирме «Фрезе и Компания», основанной русским изобретателем, одним из конструкторов первого российского автомобиля Петром Александровичем Фрезе. Несмотря на то, что испытания прошли успешно, в обиход россиян троллейбусы вошли только в 1933 году, когда их движение было налажено в Москве.

   
   
Первые ленинградские троллейбусы производились в Ярославле. Фото: Commons.wikimedia.org/ Каверзин Андрей Викторович

В Петербурге регулярное троллейбусное движение открылось 21 октября 1936 года. Открывали его троллейбусы Ярославского автомобильного завода ЯТБ-1, которые позиционировались как транспорт повышенной комфортности. Если в трамвае в 1936 году можно было весь маршрут проехать за 15 копеек, то проезд в троллейбусе обошелся бы в 20 копеек за зону. Яркие и непривычные троллейбусы в первое время были для ленинградцев чем-то вроде аттракциона.

SPB.AIF.RU предлагает самые живописные троллейбусные маршруты, которые позволят насладиться красотами Северной столицы за 28 рублей – такова сегодня стоимость одной поездки.

№1. Первый маршрут в истории

Сегодня в городе действуют 44 троллейбусных маршрута, которые обслуживаются 700 троллейбусами. И сегодня у петербуржцев и гостей города есть возможность проехать путем первого постоянного троллейбуса, запущенного в 1936 году.

Самый первый троллейбус ЯТБ-1ехал по маршруту «Красная площадь (ныне площадь Александра Невского) — проспект 25 Октября (ныне Невский проспект) — улица Гоголя (ныне Малая Морская улица) — бульвар Профсоюзов (ныне Конногвардейский бульвар) — площадь Труда».

Первый маршрут пролегал через сердце города - Невский проспект. Фото: www.russianlook.com

Сегодня его маршрут частично повторяет троллейбус №1, который начинает свой путь с довольно неприглядных промзон (Хасанская улица, улица Коммуны, проспект Косыгина, Гранитная улица, Уткин проспект, проспект Энергетиков и Заневский проспект), а затем перебирается на живописную часть города через мост Александра Невского и следует по Невскому проспекту, Дворцовому проезду. После этого у пассажиров есть возможность полюбоваться знаменитыми петербургскими набережными, пересекая Дворцовый мост и проезжая по Университетской набережной. Через Васильевский остров (1-я и Кадетская линии и Тучков мост) троллейбус переезжает на Петроградскую сторону и заканчивает маршрут на проспекте Добролюбова, переулке Талалихина, Большой Пушкарской и Ординарной улицам.

Кроме всего прочего, это еще и самый длинный троллейбусный маршрут Петербурга – его протяженность составляет 19 километров.

   
   

№5. К Исаакиевскому собору

Маршрут №5 почти целиком пролегает по центру Петербурга, не затрагивая набережные. Зато у пассажиров есть возможность посмотреть не только на парадный Невский проспект, но и менее парадный (и все же очень красивый) Суворовский. Одним из самых впечатляющих пунктов поездки, конечно, станет Исаакиевская площадь с самым знаменитым собором Петербурга, Мариинским дворцом, гостиницей «Астория» и памятником Николаю I.

Исаакиевский собор - одна из самых ярких достопримечательностей Петербурга. Фото: АиФ/ Ксения Матвеева

Поездка начинается с Конногвардейского бульвара и пролегает по Почтамтскому переулку, улице Якубовича, Исаакиевской площади, Малой Морской улице, Невскому проспекту, Суворовскому проспекту, улице Пролетарской Диктатуры, улице Бонч-Бруевича и Тульской улице. А оттуда уже рукой подать до Синопской набережной с Большеохтинским мостом.

№11. По Васильевскому острову

Троллейбус №11 курсирует по большей части Васильевского острова и заканчивает свой маршрут в центре Петербурга, так что поездка на нем – хорошая возможность совместить осмотр «острова» и главных городских панорам.

Начинает свое движение он от улицы Кораблестроителей – почти из самого сердца Васильевского острова. Далее троллейбус делает крюк по острову, огибая его: по улице Нахимова, Наличной улице и проезжает весь Большой проспект от начала до конца, упираясь в Кадетскую линию.

Васильевский остров стоит того, чтобы его посетить. Фото: www.russianlook.com

Далее есть возможность проехать по Университетской набережной мимо дворца Меншикова, здания Двенадцати коллегий и Кунсткамеры и завернуть на Стрелке Васильевского острова на Дворцовый мост. А затем троллейбус едет «классическим» туристическим маршрутом: Дворцовый проезд, Невский проспект, Суворовский проспект, улица Пролетарской Диктатуры, улица Бонч-Бруевича и Тульская улица. Финал путешествия аналогичен маршруту №5.

№34 и №31. По Петроградской стороне

Троллейбусы на Петроградской стороне – не самый распространенный транспорт. Для того, чтобы осмотреть некоторые улицы и закоулки старого Петербурга, придется выбрать половину маршрута №31 или маршрута №34, так как остальная их часть пролегает по не слишком впечатляющим спальным районам и промзонам.

Хороший финал путешествия по Петроградской стороне - стадион "Петровский". Фото: www.russianlook.com

Троллейбус №31 идет от Северного проспекта до проспекта Добролюбова, поэтому «ловить» его имеет смысл на Кантемировском мосту. Оттуда он следует по проспекту Медиков мимо Ботанического сада и заворачивает на Большой проспект Петроградской стороны, проезжая его от начала до конца. Маршрут завершается на очень живописном месте – у Тучкова моста, на берегу Малой Невы и напротив стадиона «Петровский».

На троллейбус №34 также следует садиться в середине его маршрута – например, у метро «Черная речка» на улице Академика Крылова. Тогда из окна можно будет наблюдать панораму с Ушаковского моста, зеленый Каменный остров с церковь Рождества Иоанна Предтечи, проехать по одной из главных улиц Петроградской стороны – Каменноостровскому проспекту. Затем троллейбус заворачивает на Левашовский проспект и проезжает по тихим застроенным старыми особняками и доходными домами улочкам: Бармалеева и Большой Пушкарской.