Первый на вторых ролях. Что нужно знать о линейном корабле «Полтава»

 Ход Северной войны для дальнейшего продолжения наступательных действий требовал от России сильного флота на Балтике, не уступающего по мощи шведскому. Понимая это, император Петр I всеми силами старался в кратчайшие сроки усилить уже имеющуюся балтийскую эскадру современными кораблями. Помимо закупки военных кораблей за границей – в Англии, Голландии и Франции – для постройки отечественного флота были учреждены собственные верфи в Воронеже на реке Сясь, в Олонце – на реке Свири, в Старой и Новой Ладоге и многих других местах, пригодных для строительства кораблей, а чуть позже было устроено Адмиралтейство в Петербурге.    
   

Исторически сложилось, что победа над армией короля Карла XII в Полтавской битве в 1709 году дала мощнейший импульс замыслам российского императора Петра I о строительстве в Северной столице корабля, обладающего сильнейшим артиллерийским вооружением на борту. Судну предстояло стать символом победы над основным врагом в ходе Северной войны. Также корабль должен был положить начало линейному флоту на Балтике.

Не хватало рук

Для воплощения глобального государственного проекта Петра I по реализации судостроительной программы, требовалось небывалое количество хорошего корабельного леса. Материал на Адмиралтейскую верфь в Петербурге везли из Новой Ладоги, Новгорода, Казани и других мест.

Линейный корабль Полтава Фото: репродукция/ Питера Пикарта

В настоящий момент доподлинно неизвестна точная дата закладки первого линейного корабля. По некоторым данным, «Полтаву» начали создавать 5 декабря 1709 года. Из архивных документов следует, что российский император лично проектировал и участвовал в закладке судна.

Строителем же «Полтавы» Петр I назначил Федосея Скляева, сына царского конюха, который изучал в Англии  корабельную архитектуру и кораблестроительное черчение. Впоследствии корабельный мастер дослужился в России до звания капитана-командора. «Полтаву» создавали с большими трудностями, поскольку для реализации плана императора-новатора не хватало материалов и плотников. По некоторым сведениям, адмиралтейству недоставало около 5 тысяч человек.

Спустить на воду корабль планировали весной 1712 года, но из-за трудностей с материалами и в связи с недостатком кадров 54-пушечный линейный корабль «Полтава» был готов только в июне. Судно было еще недостроенным, поэтому в конце августа 1721 года на понтонах для поддержания переправили в гавань на острове Котлин. Уже там его привели в готовность и оснастили.

Вооружен шпагами и пистолетами

«Полтава» стала первым линейным кораблем Балтфлота, построенного на Адмиралтейских верфях. Появление отечественного парусника такого класса продемонстрировало возросшее мастерство русских кораблестроителей и их способность создавать мощные современные корабли, не уступающие зарубежным образцам. Начавшееся с «Полтавы» создание сильного линейного флота означало, что Российская империя становилась морской державой.

   
   

По различным оценкам водоизмещение «Полтавы» составляло от 1100 до 1200 тонн. Длина корабля между штевнями - 34,6 метра. Корабль был вооружен двумя 18-фунтовыми, двадцатью 12-фунтовыми и двенадцатью 6-фунтовыми пушками. При выстреле из всех орудий мощность залпа составляла 354 фунта.

Помимо артиллерийского вооружения на «Полтаве» имелся значительный арсенал холодного и огнестрельного оружия, который использовался экипажем в абордажном бою и во время десантных операций. Офицеры корабля носили шпаги и были вооружены пистолетами. Штатным оружием морских солдат были пехотные солдатские шпаги и фузеи нового образца со штыками. Также они вооружались морскими мушкетонами.

По штату численность экипажа «Полтавы» варьировалась от 300 человек при оборонительных действиях флота до 460 человек при наступательных. За время своей службы судно редко было укомплектовано полным экипажем согласно штатному расписанию. Так, в июне 1714 года экипаж «Полтавы» состоял из 351 человек, а к июлю этого же года — из 338 (149 моряков и 189 солдат), в июле 1716 года — из 446, в марте 1721 года — из 292. Это было связано с постоянным недобором нижних чинов. Но численность экипажа сокращалась и в связи с гигиенической обстановкой. Условия жизни и службы в стесненном пространстве корабля оставляли желать лучшего. Матросы спали в сырой одежде, которую практически нельзя было высушить или поменять на чистую. Низкий уровень гигиены и качество пищи довольно часто приводили к заболеваниям среди личного состава. Матросы страдали от желудочно-кишечных расстройств, цинги и простудных заболеваний.

Губернатор Полтавченко открывает памятник судну в Петербурге. Фото: Пресс-служба Смольного

За кампанию

За время своего существования «Полтава» поучаствовала в пяти кампаниях, последняя из которых завершилась в 1723 году. Первый выход корабля на боевую службу состоялся в мае 1713 года, когда по приказу Петра I котлинская эскадра вице-адмирала Корнелиуса Крюйса покинула Кроншлот и направилась в крейсерство к Берёзовым островам и Сескару с целью соединения с ревельской эскадрой капитан-командора Рейса. «Полтава» поучаствовала в одном из преследований судов противника, но ряд российских кораблей сели на мель и шведам удалось оторваться.

В кампанию 1714 года корабельному флоту была отведена вспомогательная роль по прикрытию операции галерного флота у Гангута. Выйдя вместе с пятнадцатью другими кораблями ревельской эскадры в море, «Полтава» на протяжении 13 часов участвовала в безуспешной погоне за шведской эскадрой.

В начале августа 1717 года во время преследования 6-пушечного капера из Швеции корабль сел на мель, получив при этом повреждения. В ходе осмотра и выявления повреждений «Полтавы», проведенных в Ревеле, в днище была обнаружена гниль. Поэтому для проведения ремонта ее отправили в Петербург.

Памятник кораблю в Северной столице. Фото: Пресс-служба Смольного

Из-за ремонтных работ «Полтава» смогла принять участие лишь в кампании 1720-1721 годов. В апреле 1720 года отремонтированный корабль на камелях перевели в гавань острова Котлин.

5 мая 1721 года «Полтава» в составе эскадры из семи линейных кораблей вышла из Ревеля для участия в крейсерских операциях в Балтийском море. 9 мая у мыса Дагерорт во время сильного шторма рангоут корабля получил серьезные повреждения (сломались фок- и грот-мачты). После еще одного ремонта в 1722 – 1723 годах «Полтава» в составе эскадр Балтийского флота находилась в практических плаваниях в Финском заливе для обучения экипажа, а после кампании 1723 года в море уже не выходила. 

16 января 1729 года Адмиралтейств-коллегия направила в Верховный тайный совет доношение, в котором сообщалось, что «Полтава» и пять других линейных кораблей прогнили и не годны к службе. Так и не получив необходимого ремонта, линейный корабль «Полтава» был разобран по негодности после 1732 года.

Судно-клон

В 1970-х и в 1990-х годах судно «воскрешали» на марках и юбилейных коллекционных монетах. В честь 300-летия российского флота Банк России выпустил серию из 15 юбилейных монет, каждая из которых была посвящена одному из кораблей российского флота. В составе серии вышла и монета номиналом в 100 рублей, на реверсе которой изображён линейный корабль «Полтава».

Строительство копии на верфи под Петербургом. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Легендарное судно, исчезнувшее еще в XVIII веке, решили возродить в наше время. По чертежам из архива на верфи исторического кораблестроения под Петербургом делают клон «Полтавы». Судно хотят завершить к 2016 году. Копию делают из разных пород дерева и соблюдают современные требования к технике безопасности. Также корабль планируют оснастить пушками, только стрелять из них уже будет нельзя.

Пока в доках в поселке Лахта трудятся над копией в натуральную величину, памятник «Полтаве» в марте 2015 года на Воскресенской набережной открыл нынешний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Монумент создали скульптор Александр Таратынов и архитектор Валерий Лукин.