Тревогу еще осенью забили энергетические компании: на некоторых ТЭЦ Центральной России, Урала и Дальнего Востока запасы угля стали сокращаться, а графики поставок – исполняться менее чем на 40%. Стали слышны угрозы «ограничения тепло- и энергоснабжения потребителей в период прохождения осенне-зимнего периода». Почему огромного количества добытого угля не хватает даже угольным регионам?
Есть – но нет…
Большинство экспертов причиной такого парадокса считают дефицит вагонов, на который ранее уже жаловались производители хлеба, соли и щебня. Доля правды в этом есть: уголь, по данным РЖД, является самым массовым грузом на железной дороге. Нагрузка на сети растет (в том числе – в связи с ростом добычи топлива), а количество подвижного состава для перевозок в последние два года сокращается. Это обусловлено вступившим в силу еще в 2016 году запретом на продление срока службы старых вагонов: теперь их просто списывают. Из-за этого и возникает нехватка транспортного состава. Кроме того, многие вагоны, перевозящие зерно (которого в этом году тоже очень много), вынуждены простаивать в портах в ожидании разгрузки – что также отнюдь не позитивно сказывается на ситуации.
Железнодорожники оправдываются: мол, не все в их власти (не могут же они ликвидировать пробки в портах), однако уверяют, что принимают все необходимые меры для решения проблемы.
Экспорт в приоритете
По мнению аналитиков, ситуацию усугубляет превалирование коммерческих интересов перед национальными. Высокие мировые цены на уголь и низкие цены на дальние железнодорожные перевозки (скидки могут достигать 60% от тарифа) приводят к тому, что доходность поставок на экспорт почти на 50% выше доходности поставок на внутренний рынок. И тот самый рост нагрузки на железнодорожные сети, который отмечают в РЖД, обеспечивается именно ростом отгрузки на экспорт. По статистике, внутренние перевозки угля за 9 месяцев 2017 года выросли на 9,3% (по сравнению с тем же периодом прошлого года), а отгрузки на экспорт – больше, чем на 18%.
При этом качество экспортного угля выше, и это, вкупе с дороговизной внутренних перевозок, приводит к тому, что у российских энергетиков почти 20% затраченных на топливо средств в буквальном смысле вылетает в трубу.
Получается, что угольщики наращивают объемы производства не в интересах своей страны и ее населения, а в целях повышения собственной прибыли. И этот вектор развития отрасли очень опасен: из-за недопоставок угля на ТЭЦ, холод в школах, больницах, детских садах и квартирах может стать «новой реальностью».
Газ против угля
Некоторые аналитики полагают, что проблема гораздо глубже, чем кажется, и корни сложившейся ситуации следует искать еще в Советском Союзе. В 1970 году СССР заключил с ФРГ «сделку века» - знаменитый долгосрочный межправительственный контракт по схеме «газ в обмен на трубы». Большую часть капитальных затрат на разработку западносибирского газа и доставку его в Европу взяли на себя западногерманские компании, а для нашей Родины это была возможность получить «газовую паузу». Суть ее сводилась к тому, чтобы за счет перевода электростанций на газ решить экологические проблемы, ввести новые угольные технологии и перестроить энергетику. Однако история распорядилась по-своему: перестройке подверглась не отрасль, а сама Родина.
В результате сегодня даже в угольных регионах газ дешевле, чем уголь (тогда как во всем мире он стоит почти как нефть, то есть в 3-4 раза дороже) – ведь ценой на него по-прежнему управляет государство. И перекос в пользу нерационального использования газа вместо угля очевиден. Угольные электростанции сегодня теряют конкурентоспособность, хотя производство электроэнергии на них минимум в 2,5 раза дешевле, чем на газовых.
В интересах будущего
Для России с ее запасами (18% от мирового объема) уголь остается главным стратегическим ресурсом, да и в мире треть всех электростанций работает именно на угле. Так что пока рано сбрасывать его со счетов, и рекордные добычи – это хорошо. Не хватает понимания, что с этим делать дальше. Эксперты уверены: если ничего не менять, это нанесет непоправимый вред не только угольной промышленности, для которой экспорт стал единственным стимулом развития, но и нефтегазовой отрасли, электроэнергетике и жилищно-коммунальному хозяйству. Ведь рано или поздно газ по объективным обстоятельствам может сильно подорожать – и это ударит по всем сразу.
Винить в сложившейся ситуации какую-то одну сторону неконструктивно. Нужен «глобальный» взгляд на будущее отрасли, в том числе сбалансированная государственная политика в сфере энергетической безопасности, перспективные планы развития топливно-энергетического комплекса и экономики страны в целом.
Смотрите также:
- Китайское противоречие: в стране с сильнейшей в мире экономикой 150 млн бедых →
- Кризис - удел бедных? Как изменится жизнь в новой экономической ситуации →
- Деньги есть, но денег… нет? →