Познакомиться с важнейшими этапами развития индустрии и инженерными решениями, которые во многом определили историю и развитие нашей страны, можно в Музее железных дорог. Экспозиция открылась рядом с Балтийским вокзалом, музей работает бесплатно до нового года. Здесь собраны уникальные экспонаты – паровозы, вагоны и локомотивы. Каждый из них интересен по-своему. SPB.AIF.RU предлагает свою «десятку».
Паровоз С-68
Работа конструкторского бюро Сормовского завода. Был собран в Петербурге в 1917 году. Единственный в мире сохранившийся экземпляр уникального по конструкции пассажирского локомотива, который стал прототипом для развития паровозов на десятилетия вперёд. Мог довезти пассажиров из Москвы в Петербург за 7 часов: по тем временам – запредельная скорость.
Паровоз «Серго Орджоникидзе»
Паровоз находится на площади перед музеем. Серия советского времени, по конструктивным характеристикам – «наследие» С-68. В общей сложности было выпущено 3,5 тысячи таких машин. Последние паровозы СО до недавнего времени трудились на внутренних путях и линиях Петербурга. Так, экземпляр Музея железных дорог в своё время был переведён с твердого топлива на жидкое (мазут) и работал аж до 1993 года.
Пассажирский вагон второго класса
В начале 20 века среди привилегированных слоёв общества становится популярным дачный отдых. В 1912 году были разработаны вагоны повышенной комфортности, предназначенные для пригородного движения. В них были полумягкие диваны и один туалет на 39 пассажиров. Во время гражданской войны некоторые из таких вагонов переоборудовали в вагоны-кинотеатры. Также в музее можно увидеть вагон третьего класса и багажный вагон начала прошлого века. В таком же багажном вагоне в 1904 году перевозили тело Чехова, который умер на курорте в Германии.
Вагон Китайской восточной железной дороги (КВЖД)
Уникальный экспонат – он помнит последнего китайского императора Пу И. Во время Гражданской войны вагон оказался в Манчжурии и побывал в плену у японцев. В 1945 году его «освободили».
Вагон сохранил богатое внутреннее убранство. Он предназначался для пассажиров, имевших высокое положение в обществе. Здесь есть и спальные комнаты, и рабочий кабинет, и душевые, и кухня, и даже салон, который занимает почти треть вагона. В салоне стоит большой стол, покрытый зелёным сукном. За ним пассажиры могли сыграть в карты или шахматы и чувствовать себя как дома на протяжение всего пути. Реставрация вагона ещё не закончилась.
Паровозы-танки
Во входной зоне музея расположено два «паровоза-танка». Необычное название сразу привлекает посетителей, но никакого отношения к танкам и оружию они не имеют. У танка-паровоза нет отдельного прицепа для угля и воды, всё это находится на самом локомотиве. Эти машины работали на сортировочных станциях, где формировали составы.
Вагон для перевозки раненых
Вагон с заводским номером 9151 построен в 1940 году в Ленинграде на заводе им. Егорова. Пригородные поезда, которые выпускались в советский период, проектировались таким образом, чтобы их можно было легко переоборудовать для перевозки тяжелораненых. Во время мобилизации Народному комиссариату обороны передавали вагоны различных типов под военно-санитарные поезда. В годы Великой Отечественной солдат доставляли в госпитали и больницы именно такие вагоны.
Паровоз в разрезе
Каким образом вода отправляется в путешествие по внутренностям железной машины, прежде чем превратиться в силу, способную передвигать многотонную конструкцию на сотни километров? В новом корпусе музея расположился экспонат, который демонстрирует этот процесс. Совсем скоро посетители смогут увидеть всё это в режиме 3D. «Анатомический паровозный театр» – так окрестили экспонат сотрудники музея.
Экспериментальный поезд
Музей находится не только под крышей, но и под открытым небом. Уличное пространство занимает более 36 тысяч квадратных метров.
Особое внимание привлекает экспериментальный поезд «Сокол» – разработка для сверхскоростных дорог. К сожалению, поезд так и не был запущен в серийное производство, его заменили «Сапсаны» и «Аллегро».
«Сокол» – разработка конструкторского бюро «Рубин», которое проектировало подводные лодки. Это единственный сохранившийся экземпляр. Сотрудники музея обещают отреставрировать внутреннее убранство, тогда можно будет увидеть, каким задумывался этот состав, каким комфортом он должен был окружить пассажира. По словам специалистов, современные скоростные поезда на фоне «Сокола» выглядят не такими удобными.
Артиллерийская ж/д установка
Абсолютный раритет - артиллерийская железнодорожная установка. Её историю можно сравнить с детективом.
Пушка со стволом изготовлена ещё до революции для линкора «Императрица Мария Фёдоровна». Линкор пережил гражданскую войну, был затоплен, как и многие корабли Черноморского флота. Впоследствии стволы подняли со дна и применили для изготовления установки. Это грозное оружие, стреляющее на расстояние более 40 километров.
Артиллерийская установка отправилась на Финскую войну, в 1941-м стало ясно, что она окажется в плену. Наши военные специалисты решили взорвать зарядное устройство – замок пушки, тонкий и сложный механизм. Финны, захватившие установку, всю войну пытались её отремонтировать, починить удалось к 1944 году. Советская армия отбила установку, но перед этим уже финны взорвали замок. Советские военные взялись было за починку, но ЦК партии постановило снять такие виды вооружения с боевого дежурства и заменить их ракетным оружием. Несмотря на свой грозный вид, пушка так никого не убила.
БЖРК
БЖРК – боевой железнодорожный ракетный комплекс. В своё время это было оружие сдерживания. Установка из трёх вагонов могла быстро в течение дня менять своё положение, перемещаясь на расстояние в тысячу километров. Благодаря своей мобильности БЖРК менее уязвима, чем стационарные ракетные установки. В 1998 году Россия подписала с США мирный договор, после чего ракетные комплексы сняли с вооружения.