В обход Ладоги. Как проект Петра I спас жизни тысячи моряков

К строительству были привлечены тысячи крестьян, военных и вольнонаемных рабочих. © / Commons.wikimedia.org

Ладожское озеро всегда доставляло множество проблем морякам торговых кораблей. Из-за постоянных штормов там утонуло немало судов. Чтобы не терять ценные грузы, Петр I принял решение прорыть рядом с южным берегом 117-километровый транспортный путь. На реализацию этой затеи ушло огромное количество времени и сил.

   
   

Непредсказуемая Ладога

Строительство Староладожского канала началось в 1719 году. Буйный нрав Ладожского озера не позволял купцам наладить эффективный канал поставки товаров из средней полосы России в Европу. Переход по Ладоге считался самым трудным и опасным – мгновенные перемены погоды были причиной гибели множества кораблей с грузом. Страдал и Санкт-Петербург, до которого частенько не доходили строительные грузы, необходимые для интенсивного застраивания Северной столицы.

Петр I решил рыть канал, чтобы ветер и высокие волны перестали быть помехой судоходству. Императору не давал покоя тот факт, что за одно лето 1718 года на озере утонуло более тысячи кораблей! Он сам сделал первые наброски проекта и, по рассказам приближенных, наполнил землей первые три тачки с землей.

К строительству были привлечены тысячи крестьян, военных и вольнонаемных рабочих. Стоит ли говорить, что на объекте из-за невероятно тяжелых условий труда была очень высокая смертность. Протяженность канала составила 117 километров, ширина 20-25 метров. Начинался судоходный путь рядом с городком Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге. Изначально планировалось, что его построят за два года, но из-за Северной войны денег в казне катастрофически не хватало. Петр даже ввел обязательный канальный налог и для крестьян, и для купцов, поэтому вся Россия принимала участие в этой гигантской стройке. По объемам это была третья стройка петровского времени после возведения Петербурга и Кронштадта.

Сложности строительства

Через два года после начала работ царский контроль немного ослаб. В 1722-1723 годах Петр отвлекся на войну с Персией и не мог лично контролировать строителей. Этим воспользовались нечистые на руку руководители работ и подрядчики. По возвращении император предал их суду за многочисленные технические нарушения и просчеты. После этих жестких мер работы возобновились с прежней силой.

Корабли проходили канал за 8 суток, плоты и баржи – за 12. Фото: Commons.wikimedia.org

Для того чтобы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2,1 метра, были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.

На протяжении водной трассы построили 13 водоспусков. Рядом с водой оборудовали дорогу для лошадей, которые тащили по каналу корабли и баржи. Петр прибыл на стройку и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно. Вскоре император скончался, поэтому это было его последнее посещение своего детища. На престол взошла Екатерина I, которая не так рьяно контролировала ход стройки, как ее муж. Лишь в 1728 году удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала от реки Кобоны до Невы. Лишь в 1729 году Староладожский канал был оборудован для прохождения судов. Весной 1731 года, ровно 285 лет назад, императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой земляную перемычку в Шлиссельбурге. На тот момент Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, его строительство продолжалось без малого 12 лет. А некоторые участки достраивали в течение последующих десятилетий.

   
   

Спасение для моряков

Суда непрерывным потоком пошли по каналу, теперь им не страшны были ветры и ладожские волны. Корабли проходили канал за 8 суток, плоты и баржи – за 12. Навигация продолжалась здесь от 100 до 200 дней в году в зависимости от погоды. В XIX веке он уже не справлялся с потоком кораблей, поэтому было принято решение строительства Новоладожского канала, а старый стал выполнять вспомогательные функции. Новое гидросооружение строилось в середине XIX столетия и располагалось значительно ближе к черте берега Ладожского озера. Он был шире – 50-60 метров и глубже – 2,5 метра старого прохода. Строили его побыстрее, в течение 5 лет, при открытии присутствовал император.

Староладожский канал служил более 200 лет и за это время спас множество жизней моряков от ладожских штормов, снабжал Петербург товарами. Фото: Commons.wikimedia.org

Кстати, в начале XX века роль обоих каналов заметно снизилась из-за строительства в том районе железной дороги. При этом Староладожский канал находился на балансе Волго-Балтийского водного пути вплоть до 1962 года. Он служил более 200 лет и за это время спас множество жизней моряков от ладожских штормов, снабжал Петербург товарами. Сегодня от него остались лишь некоторые участки, он зарос камышами и пересох. 

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.