Вчера в Санкт-Петербурге на заседании Межведомственного совета по реализации Соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ПАО «Газпром» под руководством Председателя Правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера и Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова была представлена новая градостроительная инициатива.
В целях дальнейшего развития общественно-делового района, который успешно создается вокруг Лахта Центра на побережье Финского залива, предложено возвести новый небоскреб – «Лахта Центр 2». Его высота составит 703 метра. Здание станет органичным продолжением современного архитектурного ансамбля, а также мировым лидером в области технологических инноваций и зеленого строительства. Небоскреб будет вторым по высоте в мире и абсолютным рекордсменом по высоте обзорной площадки (590 м) и верхнего эксплуатируемого этажа.
Проект будет реализован на принципах проектного финансирования, вне инвестиционной программы «Газпрома», компанией специального назначения, не аффилированной с ПАО «Газпром».
Социолог, политолог, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра считает, что проект хорошо вписывается в философию Санкт-Петербурга. «Петербург строился Петром I как вызов. Как вызов старой боярско-стрелецкой Москве. Как вызов Европе, которая воспринимала Россию как мужицкую страну, жители которой хлебают щи лаптем. Как прорыв, отрицание старого и, если угодно, обещание невозможного. Изначально сама идея построить новую столицу империи в болотах еще недавно бывшей чужой провинции в течение одной человеческой жизни, пусть даже если речь идет о жизни императора Петра Алексеевича Романова, казалась нереализуемой. Но при этом она, как мы знаем, реализована», уверен он
В свое время на медалях, выпущенных после победы русского флота при Гангуте, было выгравировано «Небывалое бывает». Пётр I передал эту энергетику новой столице, эту же энергию перенял Ленинград – самый умный и технологичный город Советского Союза.
«С этой точки зрения мне, как ленинградцу и петербуржцу в пятом поколении, импонирует этот проект. Потому что он про наш город, он в его духе. Мне нравится небоскрёб Бурдж-Халифа, который стал символом прорыва и движения вперёд для всего арабского мира. Мне нравится квартал Дефанс в Париже. Мне нравятся парижские бульвары, чтобы пробить которые барону Осману пришлось снести старые средневековые не улицы – кварталы. Сегодня они воспринимаются как символ города. Такие масштабные проекты показывают, что города живут и развиваются», считает Дмитрий Гавра.
По его мнению, с помощью «Газпрома» в Северной столице сформируется деловой квартал и новый центр притяжения. «Ресурсов, рабочих мест, логистических решений. И дальше – театров, галерей, креативных пространств. А потом – и туристов. Полицентричность – это тренд живых современных мегаполисов. В свое время мы всем Петербургом нашли компромисс относительно проекта, который «Газпром» предлагал городу на Охтинском мысу. Этот компромисс – символ того, что Петербург умеет вести дела, договариваться. Это хороший компромисс, вполне петербуржский по духу», говорит эксперт.
Внесение проекта в повестку именно сейчас — это достаточно смелый поступок. «Тоже своеобразный вызов. Скоро выборы и уже сейчас понятно, что «Лахта Центр 2» будет использоваться как повод для консолидации протестного электората. И тем не менее проект внесен, без оглядки на электоральную конъюнктуру. Полагаю, это честный разговор. Появление информации о проекте сейчас показывает взвешенную, взрослую позицию города и компании, которые понимают, что их совместная инициатива для многих станет «красной тряпкой», но при этом они не видят причин для того, чтобы из-за особенностей момента уходить от прямого разговора с Санкт-Петербургом», - уверен политолог.