«Зело дивно!». Как коллекция аптекаря подвигла Петра I создать Кунсткамеру

Alex Florstein / Commons.wikimedia.org

Каждый российский школьник знает, что в Кунсткамере хранится уникальная коллекция заспиртованных «уродцев». Но мало кому известно, что вскоре после открытия в XVIII веке музей сгорел. Некоторые уникальные экспонаты были утеряны. Разрушительный пожар произошел 16 декабря 1747 года.

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает, как зародился первый в России Музей антропологии и этнографии, а также какие необычные экспонаты там хранятся.  

«Государев кабинет»

Кусок той сосны, курьезностью которой так восхитился Петр I, до сих пор хранится в экспозиции. Император задумал грандиозный музей: длина здания должна была составить 100 метров, ширина – 15 метров.

Незадолго до начала строительства молодой правитель побывал в крупных и преуспевающих городах Англии и Голландии. Он был поражен развитием этих стран. Особенно удивили царя новейшая наука анатомия и заморские кабинеты редкостей и чудес. «Зело дивно», - восхищался юный Петр, посещая иностранные музеи. Не скупясь, он закупал целые коллекции и отдельные вещи: инструменты, приборы, книги, оружие, природные редкости. Именно эти предметы и легли в основу «государева кабинета» или Кунсткамеры. Тогда же Петр приобрел и первые экспонаты для Анатомического театра – заспиртованных уродцев. Кстати, первый Анатомический театр был открыт в Москве в 1706 году, а в Кунсткамеру коллекция переехала лишь в 1728 году.

Император много путешествовал, постоянно докупая новые экспонаты. В 1717 году он во второй раз приехал в Голландию и посетил музей Альберто Себа. Богатое собрание минералов, растений и других произведений природы были куплены у голландского аптекаря за 100 тысяч гульденов. После приобретения этих «сокровищ» у Петра и родилась идея строительства здания для музея. Работы начались в 1718 году и продолжались без малого 16 лет. Над сооружением в стиле петровского барокко трудились несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Гаэтано Киавери. Сегодня здание Музея антропологии и этнографии является одним из самых старых в Петербурге.

Погорелые палаты

Уже в 1726 году в еще недостроенные корпуса начали свозить петровские коллекции. Сам император не дожил до открытия музея, скончавшись за год до начала сбора экспозиций. Круглый зал восточного крыла предназначался для Анатомического театра, в котором были представлены двухголовый ягненок, сиамские близнецы, циклопы и другие экспонаты с анатомическими уродствами.

Готторпский глобус. Фото: Commons.wikimedia.org/ Андрей Корзун

В зале третьего этажа был установлен «Готторпский глобус». Этот уникальный экспонат считается первым и некогда самым большим в мире глобусом-планетарием, диаметром 3,1 метра. В залах западного крыла заработала Академия наук, где чуть позже трудился великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В остальных помещениях были открыты богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту эскимосов, индейцев, японцев, китайцев, народов Африки, Индии и Индонезии. 

   
   

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экземпляров. Она вызывала огромный интерес у всех петербуржцев. В документах 1741 года говорится, что «в музее всегда великое людство», «всякого чина люди приходят и просятся».

Однако 16 декабря 1747 года уникальный музей с бесценными экспонатами чуть не был утерян. В этот день в здании вспыхнул пожар, пламя охватило башню и два верхних этажа Кунсткамеры. В огне сгорели многие уникальные вещи. В частности от «Готторпского глобуса» сохранилась лишь одна деталь – дверца, украшенная геральдическим щитом Гольштейн-Готторпского герцогства. Она сохранилась лишь потому, что в момент пожара находилась в подвале здания. От самого глобуса остались лишь обгоревшие металлические конструкции. Его восстановление продолжалось вплоть до конца 18 века. Новый глобус получил название Академический. После восстановления на его поверхности появились новые изображения «с учетом всех случившихся на земле перемен и обогативших землеописание открытий». Сегодня этот уникальный экспонат может увидеть далеко не каждый посетитель Кунсткамеры, а только лишь тот, кто оплатит экскурсию по 4 и 5 этажу музея.

Несколько лет после пожара здание музея стояло заброшенным: окна заложили кирпичами, а двери заколотили. В 1748 году помещения обследовали два великих архитектора Трезини и Растрелли. Они приняли решение, что для восстановления можно использовать прежний фундамент, а стены необходимо воссоздать заново. Началась долгая реконструкция, во время которой снова поменялось несколько архитекторов. Пришлось даже создавать комиссию «по выстройке погорелых палат». Восстановили Кунсткамеру лишь к 1766 году.

Череп великана

Кунсткамеру окружает множество легенд. Это неудивительно, ведь там хранятся такие необычные, а порой и зловещие экспонаты. Одно из преданий гласит, что в Голландии Петр I встретил огромного человека ростом 2 метра 30 сантиметров. Император привез Николая Буржуа в Россию и сделал его личным лакеем. В 1725 году великан умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара 47-го года череп гигантского скелета пропал, его заменили другим, коих было в музее в достатке. 

Сегодня коллекции Музея антропологии и этнографии насчитывают более 1,8 миллионов экземпляров. Они были собраны многими поколениями отечественных и иностранных ученых, среди которых такие исследователи, как Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Илья Вознесенский, Отто Коцебу, Иван Крузенштерн, Федор Литке, Николай Миклухо-Маклай, Василий Юнкер, Леопольд Шренк, Матиас Кастрен и другие.

Исключительную ценность представляют коллекции этнографических (более 250 тысяч), археологических (около 460 тысяч), антропологических (около 380 тысяч) предметов и иллюстративных материалов (более 800 тысяч). Не случайно Наполеон Бонапарт после взятия Москвы в 1812 году издал высочайший указ, в котором повелевал вывезти из Петербурга в первую очередь коллекции Кунсткамеры, а затем уже сокровища Эрмитажа. К счастью, воплотить эти замыслы в жизнь французской армии не удалось. Поэтому все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени, несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасли коллекции мирового значения.