Очистка по полной. В Петербурге закроют все прямые выпуски сточных вод

Строительство коллектора на Адмиралтейской набережной позволит закрыть прямые выпуски у Медного всадника © / Пресс-служба Водоканала Санкт-Петербурга

- Что касается меня, пью воду из-под крана совершенно свободно и всем рекомендую. Главное требование, которое предъявляется к питьевой воде, - она должна быть безопасной, - говорит Феликс Владимирович. - Поэтому Водоканал в последние годы особое внимание уделяет технологиям обеззараживания. Делаем это комплексно. Первыми в России, например, полностью отказались от использования жидкого хлора - ещё в 2009 году. Раньше нам приходилось хранить и перемещать по городу сотни тонн хлора, а это - особо опасное вещество. Сегодня мы полностью перешли на гипохлорит натрия, который получают на водопроводных станциях из обычной поваренной соли. Этот реагент является безвредным в производстве, хранении и эффективно борется с бактериями. Но этого недостаточно. Мы с 2008 года всю питьевую воду в городе обрабатываем ультрафиолетом, что позволяет победить вирусы. И среди мегаполисов Петербург первым в мире решил эту задачу. Вторым был Нью-Йорк. 

   
   

Нева стала чище 

АиФ-Петербург: - А можно добиться, чтобы вода была чистой на все 100%?

- Почему нет? Та вода, которая сегодня выходит с водопроводных станций, полностью соответствует всем нормативам. Чтобы так было и дальше, нам нужно провести модернизацию станций: сначала - Главной, затем - Северной. Со станций вода поступает в сети. Конечно, надо постоянно заниматься модернизацией сетей, обновлять 150-200 км в год. Это вполне реально. Кстати, не надо думать, что проблемы с сетями - исключительно российская особенность. С похожими трудностями сталкиваются различные европейские города. Для нас, пожалуй, самые проблемные участки - те, которые были проложены в период массового строительства, в 60-80-е годы. Это стальные трубы без изоляции. А поскольку вода у нас природно-мягкая, она ведёт себя довольно агрессивно по отношению к стали. В результате в городе есть дома (их около тысячи), где на входе содержание железа - на верхнем пределе нормы, а иногда и немного выше. Мы активно занимаемся устранением этих проблем, и с каждым годом число таких домов сокращается. 

АиФ-Петербург: - А что с Финским заливом? Становится ли он чище? 

- Финский залив сегодня практически свободен от сине-зелёных водорослей. Это отмечают и наши соседи по Балтийскому морю. Более благополучной стала и Нева. В прошлом году был достроен главный канализационный коллектор северной части города, что позволило ликвидировать 76 прямых выпусков сточных вод. Из них ежедневно в Неву сбрасывалось 334 тыс. «кубов» грязи. В год это уже 122 млн (!) кубометров. Чтобы лучше понять объём, представьте себе железнодорожный состав, который растянулся от Петербурга до Владивостока и обратно… Теперь все эти стоки поступают на Северную станцию аэрации и проходят там очистку. В целом в Петербурге очищается 98,4% сточных вод. Напомню, что до 1978-го этот показатель равнялся нулю. 

Но, конечно, сделано ещё не всё. Нам нужно построить Охтинский коллектор, закрыть прямые выпуски в районе реки Карповки. Надо достроить коллектор на Адмиралтейской набережной - мы там уже работаем. Ещё необходимо обеззараживать все очищенные сточные воды - это улучшит бактериологическое состояние Финского залива.

Феликс Кармазинов, глава Водоканала.  Фото:  www.russianlook.com/ russianlook.com

   
   

АиФ-Петербург: - Но многие специалисты говорят о том, что Нева приходит в Петербург уже «грязной». 

- К сожалению, это так. В Ленинградской области есть серьёзная проблема с очисткой сточных вод. Где-то стоки сбрасываются вообще без очистки, где-то это делают «чисто условно». Областное правительство ищет возможности изменить ситуацию, но в один момент эти вопросы, конечно, не решить. 

АиФ-Петербург: - Хорошо, что у нас есть Ладожское озеро, откуда и берёт воду Петербург. Кстати, насколько хватит его запасов?

- Резервы громадные, но к Ладоге мы тоже относимся потребительски, не бережём и не ценим. Как, к сожалению, и ко всем водоёмам Северо-Запада. В так называемую единую водную систему нашего региона входят Онежское озеро, озеро Ильмень, Ладога. И все стоки, которые без очистки сбрасывают Новгородская, Ленинградская, частично Архангельская и Вологодская области, а также Республика Карелия, к сожалению, ухудшают состояние нашей общей водной системы. А в конечном счёте - влияют на состояние Финского залива. 

Горячий снег

АиФ-Петербург: - В Петербурге существует проблема складирования и утилизации осадка сточных вод. Жители Приморского района летом часто жалуются на неприятный запах. 

- Проблемы складирования в Петербурге уже давно нет: мы в течение многих лет на полигоны осадок, который образуется при очистке сточных вод, не вывозим, сжигаем его на заводах (кстати, в городе работают три таких завода). Но есть проблема хранения осадка, который был вывезен на полигоны до того, как были построены заводы по сжиганию. И если лет тридцать назад полигон «Северный» - а вы, видимо, его имеете в виду, - находился далеко за городской чертой и неудобств петербуржцам не причинял, то сейчас город вплотную приблизился к полигону. Поэтому, конечно, накопленный осадок надо переработать. И мы этим активно занимаемся. А параллельно, пока ещё не весь осадок переработан и источник неприятного запаха на нашем полигоне сохраняется, мы установили по периметру дезодорирующие установки. В тёплое время года они работают, и проведённые исследования подтвердили их эффективность. Но хочу обратить ваше внимание, что рядом с нашим полигоном находится городская свалка. И наши дезодорирующие установки, конечно же, не могут убрать тот запах, источником которого она является.  

 Фото:  www.globallookpress.com

АиФ-Петербург: - В городе построены десять снегоплавильных пунктов. Для чего нужны эти «комбайны» по переработке снега?

- Прежде всего, чтобы оздоровить окружающую среду. Ведь снег на улицах грязный, чёрный. И если он просто тает - на обочинах или площадках - талые воды со всей этой грязью попадают в почву и водоёмы. Другое дело - снегоплавильные пункты. Машины привозят к нам снег, этот снег на специальных дробилках измельчается, потом попадает в подземные снегоплавильные камеры, куда подаётся сточная вода. Стоки - они даже зимой тёплые, топят снег. Снег становится водой, которая вместе со стоками по коллекторам отправляется на канализационные очистные сооружения. И проходит очистку. 

Хочу обратить внимание, что наши снегоплавильные пункты - это не передвижные установки, а стационарные сложные инженерные сооружения. Кстати, их работа тоже способствует тому, чтобы Финский залив становился чище.  

Научиться экономить 

АиФ-Петербург: - Большой резонанс вызвал проект Водоканала по спасению детёнышей ластоногих - тюленей и нерп. Будет ли он продолжен и могут ли свою помощь предложить волонтёры?

- На нашей базе создан Центр по изучению и сохранению морских млекопитающих, аналогов которому в России нет. Зоологи, которые работают в этом центре - Вячеслав Алексеев и Елена Андриевская, - предложили уникальную методику выхаживания детёнышей нерп и тюленей. В 2013 году удалось помочь пяти малышам, в 2014-м воспитанниками нашего «тюленьего детского сада» стали 29 животных, в том числе пять редких балтийских кольчатых нерп. Их вылечили и выпустили на волю. Что касается помощи: сейчас создан Фонд друзей балтийской нерпы. На его сайте (www.balticseal.org) есть информация, как при желании можно сделать пожертвование. Там же в будущем планируется рассказывать о волонтёрских программах.

Фото: Центр реабилитации морских млекопитающих Ленинградской области

АиФ-Петербург: - Можно ли научить людей бережно относиться к воде? Что для этого нужно сделать? 

- Воспитывать бережное отношение к воде необходимо, и мы - в том числе с помощью журналистов - этим давно занимаемся. У нас работает Детский экологический центр, открыт Музей воды, мы поддерживаем сайт Да-Вода (www.da-voda.com). 

Речь ведь не идёт о том, чтобы себя ограничивать. Надо всего лишь перестать лить воду попусту. Например, чистить зубы или бриться с постоянно открытой струёй, бесцельно выливая десятки литров. Люди фактически выбрасывают питьевую воду в канализацию, поскольку не чувствуют её цену. Каждый скажет, сколько стоит буханка хлеба. И единицы помнят, сколько они платят за воду. 

Конечно, с появлением счётчиков ситуация начала меняться. Надеюсь, что и наша работа по экологическому просвещению тоже приносит результаты. 

Сегодня потребление воды в Петербурге - одно из самых низких в России: в прошлом году оно составило 147 литров на человека в сутки. Мы уже видим, что в этом году - ещё меньше, около 140 литров. Но это всё равно немало. Поэтому мы, конечно, будем продолжать объяснять людям, с вашей помощью, - почему к воде нужно относиться бережно и уважительно.