Едем или катимся? Что ждет кикшеринг и зачем Петербургу платные парковки

Татьяна Швецова / АиФ

К развитию транспортной инфраструктуры в Петербурге приковано повышенное внимание. Заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков в интервью spb.aif.ru рассказал о приоритетных направлениях, а также объяснил, как обезопасить горожан от электросамокатчиков.

   
   

Освободили дорогу

Григорий Тимченко, SPB.AIF.RU: — Дмитрий Юрьевич, год назад в центре Петербурга начали активно развивать сеть платных парковок. Местные жители неоднозначно восприняли нововведение. В чем преимущества такой системы?

Дмитрий Ваньчков: — Развитие зон платной парковки в историческом центре Петербурга - один из шагов по снижению автомобильного трафика в городе и созданию приоритета в движении для общественного транспорта, машин скорой помощи, пожарных и правоохранителей. Параллельно решаются вопросы с хаотичной парковкой. Такие зоны созданы уже почти во всем Центральном районе. Остались 56 улиц, на которых оплату введут с 1 сентября.

Проект платных парковок стартовал еще в 2015-м. Но на протяжении многих лет почти не работал, так как не было возможности получать из ГИБДД сведения о нарушителях. С 2020-го в КоАП внесли соответствующие изменения - теперь Госатвоинспекция обязана предоставлять комитету сведения о тех, кто не оплачивает парковку. На первом этапе отношение жителей было очень настороженным, потому что это меняет транспортное поведение, а с ним и привычный образ жизни.

—​ Расскажите вкратце, в чем заключается транспортная реформа?

— Она предусматривает несколько этапов. В частности, создание новой модели транспортного обслуживания, обновление автобусного парка, строительство новых станций метро, ремонт дорог, установку новых светофоров. Таких масштабных изменений в Петербурге еще не было.

Создаются выделенные полосы для городского транспорта. С июня 2021 года комтранс занимается администрированием знаков «Стоянка запрещена» - инспекторы ведомства контролируют улицы с целью привлечения водителей-нарушителей к ответственности. Следует понимать, что парковка запрещена непосредственно в тех местах, где стоянка авто затрудняет движение, создает затор. Только комплекс мер - платная парковка, создание выделенных полос и светофорных объектов, а также новый общественный транспорт сделают городскую среду безопасной и комфортной.

   
   

— Создание зон платной парковки дало уже какие-то результаты?

— В Центральном районе на 20% снизилось количество нарушений правил парковки. Большинство водителей не настроены нарушать ПДД. Они ставили машины вторым рядом, прежде всего потому, что некуда было припарковаться. Теперь места есть. За счет этого уличная сеть стала свободнее. В два раза быстрее поехали экстренные службы и городской транспорт. Число ДТП с пешеходами в центре уменьшилось на 25%, потому что водители сейчас сосредоточены на дороге, а не заняты маневрированием между стоящими вторым рядом машинами. Стало меньше случаев парковки на тротуарах. Автомобильный трафик в центре города уменьшился. Некоторые петербуржцы теперь не ездят в город на собственном транспорте - пересаживаются на автобусы, трамваи, метро, а также пользуются каршерингом. Соответственно уменьшилось и количество пробок.

Годовой абонемент жители зоны платной парковки могут приобрести за 1,8 тыс. рублей. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

— Получается, платная парковка упрощает жизнь горожан? Но за нее автовладельцам приходится платить.

— С проблемой избыточного трафика в центре сталкиваются все мегаполисы. Никакой общественный транспорт не сможет ехать быстро и комфортно, если у него на пути будут стоять тысячи автомобилей. По пути создания платных парковочных зон пошли многие города. Есть разные системы их организации. Цены тоже сильно отличаются. Для сравнения: в центре Москвы час парковки стоит больше 450 рублей, в Петербурге - 100.

Создание зон платной парковки - социальный проект. Платят по тарифу лишь 15%. Остальные - либо владельцы парковочных разрешений, либо те, кто пользуется парковкой менее 15 минут (то есть не платят за стоянку). Годовой абонемент жители зоны платной парковки могут приобрести за 1,8 тыс. рублей. Многодетные семьи, а их в Северной столице немало, имеют право получения бесплатного парковочного разрешения. Их выдали уже более 12 тысяч.

Создавая платную парковку, мы полностью меняем организацию дорожного движения, благодаря чему в городе появляется не менее 10% гарантированных мест для инвалидов. Сейчас в Петербурге около 12 тыс. парковочных мест. Значит для инвалидов - примерно 1,2 тысячи. Этой категории жителей для оформления своего автомобиля необходимо зарегистрировать свой автомобиль в специальном реестре транспортных средств инвалидов, который ведет Пенсионный фонд.

— Где в Петербурге еще появятся зоны платной парковки?

— До конца 2022 года закончатся работы в Центральном и Адмиралтейском районах. В следующем году зоны платной парковки появятся в Петроградском и Василеостровском районах. Также рассматривается возможность создания платной парковки в Калининском и Выборгском районах. Специалисты комитета продолжают мониторить ситуацию и изучать, как меняются транспортные потоки, куда перераспределяется трафик.

— Становится ли на дорогах Петербурга безопаснее?

— Вопрос безопасности комплексный. Наша служба занимается администрированием нарушений правил стоянки (под знаками 3.27-3.30) по всему Петербургу. Платная парковка пока у нас работает только в Центральном районе. У меня есть статистика из ГИБДД за первое полугодие 2022 года. За шесть месяцев на 17,7% по сравнению с прошлым годом снизилось количество ДТП в общем. На 42% сократилось число смертельных аварий. ДТП с пострадавшими стали происходить реже на 17,4%. Это очень серьезные показатели - за каждый процент идет тактическая битва.

В шлеме и с правами?

— Электросамокаты уже стали мемом. Судя по прошлому году, они не только мешают пешеходам, но и представляют реальную угрозу. В 2021-м, насколько я помню, кикшеринг в Петербурге обязали выполнять определенные требования. На каких условиях они сейчас работают?

— Для начала давайте сравним ситуацию с кикшерингом на весну-лето 2021-го, когда Невский проспект, Дворцовая площадь, все парки и сады в центре города были заняты самокатами. Их бросали где попало, самокатчики разъезжали повсюду. Чуть ли не каждый день происходили ДТП с их участием.

Администрация города заключила соглашение с кикшерингом. В первую очередь определили места, где самокатов быть не должно. Это, в том числе, Невский проспект, Дворцовая площадь, прилегающие к ним улицы - места, где много пешеходов. Перед тем, как составлять договор, мы собрали рабочую группу, в которую вошли представители Законодательного собрания, Смольного, районных администраций, ГИБДД, прокуратуры, Следственного комитета, общественных организаций и шеринговых компаний. На обсуждение позвали всех, кто заинтересован в том, чтобы самокаты стали безопаснее. В результате удалось выработать определенные требования, которые положили на бумагу в виде соглашения. Теперь в городе запрещено кататься на электросамокатах в некоторых зонах, ограничена скорость, определены места, где нельзя парковаться.

В городе на Неве около 25 тыс. кикшеринговых электросамокатов. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Вместе с этим шеринговые компании существенно увеличили свой флот. В 2021-м в Петербурге было порядка 10-12 тыс. самокатов, сейчас их около 25 тысяч. Созданы круглосуточные горячие линии, по которым можно сообщить о ЧП или нарушениях, связанных с кикшерингом. Мы встречаемся с представителями бизнеса еженедельно, а острые вопросы обсуждаются оперативно в рабочих чатах.

— То есть проблему с кикшерингом удалось решить после заключения соглашения. Или определенные вопросы остаются?

— Сегодня шеринговые компании работают в соответствии с договоренностями. Но есть проблема с пользователями. Чтобы зарегистрироваться в приложении сегодня, нужно всего лишь привязать свою банковскую карту и иметь мобильный телефон. Считаю, что этого недостаточно. Обязательно нужно подтверждение, что пользователь совершеннолетний. А как исключить катание вдвоем на одном самокате? Как заставить пользователей спешиваться на пешеходных переходах? Должна быть ответственность, прописанная в законодательстве. Электосамокат должен появиться в ПДД. Они должны стать полноправными участниками дорожного движения - пользователь самоката должен перемещаться в шлеме и иметь водительское удостоверение.

— А может, мода на электросамокаты пройдет и про них все забудут?

— Согласно статистике, число поездок уже уменьшается. Увлечение самокатами, действительно, идет на спад.

— В других странах этот вид транспорта тоже вызывает проблемы?

— Где-то, например в Сингапуре, Ирландии и Греции, вообще полностью запретили электросамокаты. В Великобритани можно кататься только на собственном участке. Во Франции и Швейцарии - только по проезжей части, а если он разгоняется до 20 км/ч и более, необходимо водительское удостоверения и шлем.

В ряде развитых стран передвижение на электросамокатах по улицам запрещено. Фото: АиФ/ Татьяна Швецова

— Дмитрий Юрьевич, как сделать электросамокаты в городе более безопасными?

— Нужно кататься в шлеме, руководствоваться здравым смыслом и выполнять правила по управлению самокатом, установленные кикшеринговой компанией. Нужно быть предсказуемым для других пешеходов и велосипедистов, водителей (спешиваться на пешеходных переходах), не кататься вдвоем и в состоянии алкогольного опьянения. Всегда помнить о том, что законы физики нарушить невозможно.

По 10 километров в год

— Периодически сообщается о строительстве новых велодорожек. Как в комитете планируют работать в этом направлении?

— Мы строим велодорожки там, где они востребованы. В основном, это рекреационные зоны. Кто профессионально передвигается на велосипеде - хорошо знает ПДД. А кто хочет просто покататься, вряд ли поедет в центр, чтобы «насладиться» газами от автомобилей и шумом. Это к вопросу, нужны ли отдельные велодорожки в центре Петербурга. А в новых районах практически везде предусматривается создание велополос.

Ежегодно в Петербурге создают по 10 км велодорожек. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

— В историческом центре Петербурга велодорожек нет. С чем это связано?

— Дорожное полотно предусматривает по одной полосе в каждую сторону и по одной полосе для парковки авто. Чтобы создать велополосу, необходимо запретить парковку, а в центральной части города и без того нет избытка парковочных мест. Так мы только усложним ситуацию для горожан. Где можно создать инфраструктуру для велосипедов - мы это делаем. Но в историческом центре Петербурга узкие улицы и тротуары.

У Центра управления парковками есть план, по которому в городе создают по 10 км велодорожек ежегодно. В общей сложности проект предусматривает строительство 300 км велодорожек, из которых около 140 км уже готовы.

— Какие еще новшества планируются? Над какими проектами работают специалисты комитета сегодня?

— Сейчас работаем над созданием Единой платформы управления транспортной системой Санкт-Петербурга. Она позволит управлять всем дорожным движением и принимать решения в зависимости от ситуации. Допустим, затор - система сигнализирует, что необходимо сменить интервал в работе светофора. С помощью платформы мы сможем отслеживать в режиме реального времени, как перемещаются автобусы, трамваи и троллейбусы, и регулировать их работу в зависимости от ситуации.

Уже объявлен конкурс на проект технического решения. В этом году мы проектируем платформу. В 2023-м она будет создана. К 2024-2025 году система должна заработать.