Климат-контроль. Почему на Земле становится теплее, и что с этим делать?

В середине сентября 2023 года в Петербурге - больше 20 градусов тепла. А 30 лет назад в это же время было около нуля. © / Вероника Такмовцева / АиФ

Погода во всём мире бьёт рекорды, и Петербург не исключение. Аномальная жара и засуха, наводнения и суперштормы по-настоящему пугают.

   
   

Почему климат на Земле так быстро меняется, и что ждёт наш регион, – рассказал климатолог Андрей Киселёв.

Досье. Андрей Киселёв
Кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова, автор книги «Парадоксы климата».
Фото: Кадр YouTube

Кто меняет погоду?

Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Андрей Александрович, минувшее лето было знойным не только в Петербурге, но и во всём мире. ООН назвала его самым жарким за всю историю наблюдений. Это последствия глобального потепления климата? Или всё-таки часть нормы – ведь за погодой мы наблюдаем всего 180 лет.

Андрей Киселёв: Действительно, научная обработка данных метеостанций началась в 1849 году. Но систематические наблюдения в Петербурге велись с 1752 года. Кроме того, нельзя сказать, что мы не знаем, каким был климат пятьсот, тысячу лет назад. Эти данные по косвенным источникам есть. Поэтому происходящее сегодня – это не типичное для планеты явление. Лето 2023 года стало самым жарким за всю историю инструментальных наблюдений. И говорить о том, что это случайность, не приходится. Но правильно говорить не о глобальном потеплении, а об изменении климата в целом. Ведь сегодня мы наблюдаем не только повышение температуры воздуха (в среднем, в глобальном масштабе оно оценивается в +0,18°С за 10 лет), но и изменение режима осадков, интенсивности перемещения воздушных масс, увеличения числа погодных катаклизмов. Климат меняется, и происходит это интенсивнее, чем когда-либо раньше.

– Почему климат меняется?

– Здесь целый комплекс факторов, но определяющий – антропогенное воздействие. Добыча полезных ископаемых растёт, потому что человечеству требуется всё больше и больше электроэнергии, топлива. В результате происходит выброс дополнительного объёма парниковых газов – углекислого, метана, закиси азота и других, и это усиливает мощный парниковый эффект, вся климатическая система разогревается.

   
   

– Выходит, что если сейчас сократить объёмы добычи, то мы приостановим изменения?

– Даже если представить, что всё человечество в одно мгновение перестало выбрасывать парниковые газы, существенно бы ничего не изменилось. Потому что климатическая система должна переварить уже начавшиеся процессы. А на это уходят годы, десятилетия. Кроме того, свою лепту вносит и внутренняя, не зависящая от антропогенного фактора, изменчивость самой климатической системы – это крупные извержения вулканов, крупномасштабные циклические процессы в океане и атмосфере.

Но это не значит, что нужно пустить ситуацию на самотёк. Кардинально улучшить её в одночасье мы не сможем. Но пора начинать адаптироваться к нынешним и будущим погодно-климатическим сюрпризам. Работу по сокращению выбросов парниковых газов нужно продолжать. Переходить на «чистые» источники, то есть геотермальную, ветро- и гелиоэнергетику. Кстати, то, что пора внедрять национальные планы адаптации к нежелательным изменениям климата, власти разных стран зафиксировали ещё в Парижском соглашении 2015 года.

Северная столица станет югом?

– Что ждёт планету в ближайшие 20, 50 и 100 лет из-за изменения климата?

– Температура на Земле продолжит расти. Но дать прогноз, как это будет происходить, сложно. Не обязательно, что каждый следующий год будет теплее предыдущего. Например, на сегодня самым жарким считается 2016 год.

Повышение температуры способствует учащению погодно-климатических аномалий, в том числе ветровых нагрузок (это смерчи, ураганы, штормы).

Вместе с этим станет больше дождей и ливней – по статистике Росгидромета, в России количество осадков уже растёт на 2,2% каждое десятилетие. Особо упомяну волны тепла: вспомните 2010 год, когда вся Центральная Россия два месяца изнывала от жары. В последующие годы волны тепла были регулярными, но не столь продолжительными. Стоит ожидать в дальнейшем роста природно-климатических аномалий – за последние 20 лет в России в среднем происходило 371 опасное гидрометеорологическое явление (то есть каждый день!), нанёсшее значительный ущерб людям и экономике.

Для нашей страны есть ещё одна очень серьёзная угроза – деградация многолетней (часто именуемой «вечной») мерзлоты: на ней находится две трети территории России. А это может привести к авариям находящейся на ней инфраструктуры.

– Готовиться к апокалиптическим сценариям? Суперштормам, супернаводнениям?

– Катастрофы по типу всемирного потопа не будет точно. Как и других страшных сцен из голливудских фильмов.

Да, уровень Мирового океана растёт за счёт таяния ледников и увеличения температуры (вода, как и газы, иные жидкости и даже твёрдые тела, расширяется при потеплении). По статистике, за весь прошлый век вода поднялась на 17 см. А за первое десятилетие XXI столетия – сразу на 3,1 см. Ускорение мы видим, и климатологи пытаются оценить, насколько это опасно. По различным оценкам, в этом столетии уровень Мирового океана поднимется от 60 до 120 см. С одной стороны, метр не так уж и много. Но для низинных территорий – это серьёзная угроза. Под воду могут уйти небольшие острова в Океании, архипелагах Фиджи, Мальдивы, Кирибати. Опасная ситуация в Венеции – уже сейчас площадь святого Марка мгновенно заливает при подъёме воды.

Европе пора приспосабливаться к новым условиям, потому что в Западной Европе всё чаще случаются крупные наводнения. В прошлые годы страдали Германия, Бельгия, Чехия. Но любопытно, что Нидерланды последний подъём уровня воды пережили относительно легко – они исторически умеют справляться с угрозой затопления.

Что касается Санкт-Петербурга, то, с одной стороны, мы вне опасности благодаря дамбе. С другой – почивать на лаврах не стоит, ведь окрестности города могут пострадать. Но хочу отметить, что именно Санкт-Петербург оказывается наиболее безопасным российским регионом. Например, если обратиться к статистике погодных катаклизмов за 2019 год (сюда входят наводнения, штормы, ураганы, оползни и остальные катастрофы), то меньше всего опасных явлений произошло именно в Северо-Западном округе. А самыми неблагополучными оказались Северо-Кавказский и Южный округи.

– Если климат становится теплее, то, может, лет через 100 петербуржцам и зимняя одежда не понадобится? Будет тепло, как в Краснодарском крае, а вместо картофеля начнём выращивать арбузы?

– Это вряд ли. Только если петербургские мичуринцы не будут намеренно культивировать какой-то морозоустойчивый сорт. В Петербурге, как и во всём мире, станет немного теплее, но не так, как на юге.

Кстати
Главный синоптик Петербурга Александр Колесов отметил, что август 2023 года оказался самым тёплым за всю историю наблюдений в России. «Среднемесячная температура воздуха в Петербурге в этом августе +19,9°С, что немного перекрыло значения 1938-го и 1972 годов, но осталась второй после прошлого августа. Огромный вклад в это второе место внесли ночи августа, так как они стали самыми тёплыми в истории города за весь инструментальный ряд наблюдений с 1881 года. Сумма ночных температур впервые в истории города превысила отметку в 500 градусов». Что касается лета в целом, то в Петербурге средняя температура составила +18,5°С. Этот показатель не самый высокий для Северной столицы, лето-2023 оказалось только на 11-м месте и не побило рекорд 2021-го – самого жаркого.