От метро до роста доходов. Как будет развиваться Петербург в ближайшие годы?

Ход строительства Большого Смоленского моста идёт с опережением графика. © / Администрация Санкт-Петербурга

Губернатор Александр Беглов представил в Законодательном собрании Петербурга проект городского бюджета на 2026–2028 годы. Он выстроен как инструмент стратегического развития и сочетает масштабную социальную поддержку жителей, развитие городской инфраструктуры, стимулирование промышленного роста и выполнение поставленных президентом России задач. Подробнее — в материале spb.aif.ru.

   
   

Бюджет доверия и роста

Финансовой основой для поступательного роста благосостояния города стала устойчивая доходная база мегаполиса XXI века, которая в последние годы демонстрирует положительную динамику. Экономика Петербурга показывает стабильный рост, а доходы, по прогнозам специалистов, будут ежегодно увеличиваться в среднем на 7%. В следующем году они составят 1 трлн 454 млрд рублей при расходах в 1 триллион 642 миллиарда, а за три года общие расходы превысят исторический максимум, достигнув 5 трлн 98 млрд.

К 2030 году Петербург намерен выйти на уровень доходов 2 трлн рублей в год. Уже в этом году, несмотря на санкционное давление и жёсткую денежно-кредитную политику, город заработает почти на 77 млрд больше запланированного.

Как отмечают аналитики, этот результат стал итогом ответственного и прозрачного управления, нацеленного на достижение максимальной отдачи от каждого бюджетного рубля. «Рост бюджета обеспечивается в сложных условиях планового охлаждения экономики. Это говорит о стабильности нашей финансовой системы и устойчивости экономики города», — подчеркнул губернатор.

Проект главного финансового документа Петербурга предусматривает выполнение всех социальных обязательств и достижение определённых президентом показателей национальных целей. Город участвует в реализации 10 национальных и 36 региональных проектов, а общий объём финансирования масштабной губернаторской программы «10 приоритетов развития Санкт-Петербурга» составляет 135,6 млрд рублей, из которых 15 млрд — федеральные средства.

Транспортный каркас

Ключевая составляющая развития Петербурга до 2030 года, как подчёркивает Александр Беглов, — дорожные мегапроекты и система внутригородских магистралей.

   
   

«Мы создаём транспортный каркас мегаполиса, который обеспечит развитие промышленных зон и логистики», — говорит он.

Из общего объёма Адресной инвестиционной программы (АИП) на 2026–2028 годы, составляющего 848 млрд рублей (из них 263 млрд будет выделено в следующем году. — Ред.), свыше половины всех инвестиций направлено на развитие транспортной системы. На это заложено трёхлетнее финансирование в размере 440 млрд, из них 130 млрд — в 2026-м. А в дорожную отрасль за этот же срок планируют вложить 376 млрд — включая 196 млрд на строительство и реконструкцию.

На Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД) в течение трёх лет направят 94 млрд рублей, из них 27,5 млрд — федеральные средства. Всего же до 2030 года, по поручению Владимира Путина, федеральный центр выделит на этот проект 90 млрд рублей.

«Широтная магистраль — ключевой объект транспортного каркаса города. Первый её этап уже успешно функционирует, на последующих работаем в ускоренном темпе», — отметил губернатор.

Первый этап — Витебская развязка — значительно улучшил транспортную доступность аэропорта Пулково и южных районов Петербурга. Параллельно создаётся и сопутствующая инфраструктура: пассажирский терминал, второй выход из метро «Лиговский проспект», новая улично-дорожная сеть. На эти цели заложено 35 млрд рублей.

24 млрд выделено на строительство первой за 40 лет разводной переправы через Неву и первого моста в XXI веке — Большого Смоленского. Его строят с опережением графика: движение планируют запустить в 2027-м, а год спустя завершить работы окончательно.

«Этот мост ждут более 800 тысяч человек. Все основные элементы произведены в России и в Петербурге. Гидроцилиндры изготовлены на Обуховском заводе, что позволило сократить время разводки с девяти до трёх с половиной минут», — рассказал Александр Беглов.

На земле и под землёй

Согласно проекту бюджета, на ремонт и реконструкцию городских магистралей направят 48 млрд рублей, что позволит привести в идеальное состояние 278 объектов улично-дорожной сети. В планах на следующий год — завершить 16 крупных ключевых объектов: Южную улицу в Лахте, Колпинское шоссе, четвёртую очередь Софийской улицы, трамвайную линию Купчино — Шушары и обновление дорожной инфраструктуры Красносельского района. Помимо этого, 21,6 млрд заложены на содержание и ремонт мостов и набережных.

Идёт работа и над усилением интеграции в городскую систему железнодорожного транспорта: тактовое движение электричек уже введено на пяти направлениях — Павловск, Красное Село, Ломоносов, Сестрорецк и Девяткино. Результат — рост пассажиропотока на 11% (19 млн человек за полгода). Кроме этого, бюджет предусматривает 2,2 млрд рублей на поддержание фиксированного тарифа и интеграцию электричек в городскую транспортную модель.

После нескольких сложных лет в Петербурге восстанавливаются и темпы метростроения. Сейчас «Метрострой Северной столицы» одновременно использует пять проходческих щитов, а к концу года запустит шестой. Благодаря этому производительность работ увеличилась в пять раз, и уже к концу этого года начнёт функционировать первый пусковой участок Красносельско-Калининской линии — станции «Казаковская» и «Путиловская». Всего на строительство новых станций в бюджете заложено 217 млрд рублей (51 млрд из них освоят в 2026-м), а на их ремонт и реконструкцию — 11,8 млрд. Продолжается и обновление подвижного состава — на это отведено 26,2 млрд рублей. В ближайшие три года метрополитен получит 950 новых вагонов.

«Сегодня у нас есть и кем строить, и на чём строить. Мы запустили отечественные горнопроходческие комплексы, произведённые на Обуховском заводе. Это пример новой промышленной политики — когда город сам заказывает оборудование и развивает производство внутри страны», — объяснил Беглов.

Новая индустриализация

Фундаментом устойчивого развития Петербурга становится и его промышленный потенциал.

«Петербургская промышленность не просто сохраняет объёмы — она растёт, — заявил глава города. — Мы наращиваем выпуск оборудования для судостроения, энергетики, медицины и транспорта. Это и есть новая индустриализация».

На модернизацию промышленных территорий в следующем году будет направлено свыше 20 млрд рублей, на развитие промышленных зон — 4 млрд (всего за три года на это выделят 15 млрд). Средства пойдут на создание инфраструктуры Особой экономической зоны Санкт-Петербурга, признанной одной из лучших в стране — общий объём налоговых льгот для её резидентов уже достиг 55 млрд рублей в год.

При этом на 11 программ поддержки бизнеса дополнительно предусмотрено 2,5 млрд, включая компенсацию лизинга, НИОКР и внедрение роботизированных систем.

«Каждый вложенный рубль в промышленность возвращается в виде новых рабочих мест, налоговых поступлений и стабильности бюджета», — подчёркивает губернатор.

Серьёзно поддержат в Петербурге и науку — 690 млн вложений плюс 441 млн на премии для молодых исследователей. Ещё 754 млн заложено на формирующуюся сейчас сеть центров математического образования на базе лицея № 239. Активное строительство технологических долин на севере (на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого) и юге (СПбГУ, ИТМО, МГТУ), где разместятся 6 тысяч студентов и 12 тысяч специалистов, потребует около 5 млрд рублей.

Социальная политика и нацпроекты

При этом бюджет Северной столицы продолжает сохранять социальную направленность — в рамках городских программ помощь ежегодно получают 2,6 млн петербуржцев. На программу «Семья» заложено 103 млрд рублей, на общие меры соцподдержки — 332,9 млрд, развитие образования — 75,4 млрд, здравоохранения — 1,69 трлн рублей.

Благодаря этому за три года в Петербурге появятся 76 новых школ и детских садов, а также 23 объекта здравоохранения. Не забыли и про капремонт медучреждений. На него выделено 3,8 млрд. Также будут закуплены новое оборудование (10,3 млрд) и машины скорой помощи (2,5 млрд рублей).

«Главное — сохранить баланс между социальной ответственностью и экономическим ростом. Мы строим инфраструктуру будущего, обновляем промышленность и обеспечиваем устойчивый рост доходов. Всё это — результат системной работы и доверия жителей к городу», — заключил Александр Беглов.