У вокзала или близ дворца
Мусульмане жили в Санкт-Петербурге с момента основания города. Во времена правления Екатерины II татарам и туркам было предоставлено множество привилегий в сфере торговли, а также возложена важная миссия – налаживать отношения с Туркестаном и Синцзяном. К началу XX столетия в Петербурге проживало порядка 8000 мусульман, а ислам стал второй по численности религией в имперской столице. Однако в Петербурге не было ни одной мечети, хотя разрешение на строительство было получено ещё в 1880-е годы.
«На возведение мечети просто не хватало финансовых средств и политической воли, – рассказывает старший научный сотрудник отдела «Религии Востока» Музея истории религии Ирина Османова. – Дело пошло быстрее, когда 28 мая 1906 года был организован комитет по постройке Соборной мечети, который ежегодно (до 1914 г. включительно) типографским способом публиковал финансовые отчёты по строительству, сбору пожертвований, состоянию банковских счетов, выплаты подрядчикам. В том же году эмир бухарский Сеид-Абдул-Ахад-хан в качестве почётного покровителя Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге перевёл на счёт комитета 50 000 рублей, что позволило приступить к началу строительства, а именно купить земельный участок под мечеть близ Троицкой церкви на Троицкой площади (сейчас там часовня Святой Троицы). Земля принадлежала вдове тайного советника Пелагее Дмитриевне Васильевой».
С местом для мечети определились не сразу. Рассматривали участок на набережной Фонтанки недалеко от дворца князя Сергея Александровича; около дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте; на углу Михайловской площади и Инженерной улицы; вблизи дворца великого князя Николая Николаевича, а также место у Николаевского (ныне Московского) вокзала на Лиговской улице. Выбор остановили на Петроградской стороне недалеко от Татарской слободы, места, где исторически жили мусульмане.
«Строительство мечети было долгожданным событием, – продолжает Ирина Османова. – После закладки мечети в 1910 году (её приурочили к 25-летию вступления эмира Бухарского на престол) в комитет приходило множество поздравительных телеграмм из разных уголков Российской империи. Все эти документы хранятся в Научно-историческом архиве Музея истории религии. Официальной датой открытия Соборной мечети в Санкт-Петербурге считается 21 февраля 1913 года, когда был совершён намаз по случаю 300-летия Дома Романовых. Но продолжавшиеся строительные работы не позволили проводить богослужения. Мусульманам разрешалось лишь осматривать здание. Во время Первой мировой войны у властей города появилось намерение разместить в мечети лазарет, что заставило духовенство срочно начать регулярные службы в ещё недостроенном помещении».
По образу Самарканда
К возведению мечети подошли серьёзно – в городе объявили архитектурный конкурс, среди 45 участников выбрали проекты «Темур» и «Арабески» архитектора и художника Николая Васильева, который предложил построить мечеть по образцу мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Храм строили двухъярусным, с хором и строгим внутренним убранством. Было заложено и дополнительное подвальное помещение для размещения верующих. В строительстве Санкт-Петербургской мечети принимали участие академик архитектуры фон Гоген и гражданский инженер Кричинский. Кстати, последний построил для эмира дом на Кронверкском проспекте. В народе верили, что между особняком эмира и мечетью существует подземный ход. Правда, доказательств этому историки не нашли.
Фасад мечети в Петербурге имеет черты северного модерна, сочетая натуральные и искусственные материалы. Гранит привозили из Выборга, а голубую керамическую плитку (майолику) изготавливали в мастерской Петра Ваулина под Гатчиной – его ученики вместе с учёными специально ездили в Самарканд, чтобы изучить секреты производства. К сожалению, рецепт оригинальной майолики был утерян после Первой мировой войны, когда мастерскую переоборудовали под выпуск снарядов. Детали отделки храма выполнены по рисункам художника Максимова, который специально выезжал на Восток, чтобы снять копии орнамента Гур-Эмира, усыпальницы Тамерлана.
Работа без перерыва
«Строительство мечети шло медленно, – говорит Ирина Османова. – Финансирование закончилось практически сразу, повлияла непростая политическая ситуация: Первая мировая война и революция. Часть строителей была мобилизована. В архиве комитета сохранилось немало документов и писем, судя по которым, мы видим, что на продолжение стройки брались займы и кредиты. Денег не хватало не только на строительные материалы, но даже на отопление и зарплату рабочим. Люди трудились практически бесплатно и в несколько смен. Во время белых ночей работа не прекращалась вообще».
Несмотря на то, что точных сроков строительства не было, работники торопились, и уже к 1923 году мечеть открыла свои двери для верующих. В это же время начались и первые проблемы – из-за продолжительных строительных работ без учёта петербургского климата уникальная майолика начала отрываться.
«В протоколе заседания членов комитета Петроградской мечети 1921 года была предоставлена смета о капитальном ремонте здания; крыша мечети в некоторых местах давала течь во время дождей, и вода проходила внутрь, тем самым значительно портила штукатурку. Единогласно было решено отложить исправление крыши и постройки решётки на некоторое время ввиду сложившейся тяжёлой обстановки из-за голода в Петрограде».
Мечеть работала не каждый день, а открывалась лишь по большим праздникам, таким как Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. В июне 1940 года богослужения были прекращены, здание передано Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования. Только в 1955 году, после десятков обращений верующих, мечеть была передана мусульманам. Одна из петербургских легенд гласит, что благодаря президенту Индонезии Сукарно власти города открыли мечеть. Якобы, увидев небесно-синие купола и минареты мечети, Сукарно очень удивился, что ему не показали такое сокровище. Однако к этому времени уникальное религиозное здание обветшало и требовало реставрационных мер.
Священные артефакты
Эмир Бухарский подарил мечети дорогие убранства (например, бухарский ковёр площадью 400 м2), а также привёз книги на арабском языке. После закрытия мечети артефакты попали в музеи.
Настоящей реликвией мечети стало факсимильное издание Корана халифа Усмана. В 1905 году были созданы 50 копий древней рукописи, 5 из которых принесли в дар российскому императору Николаю Второму, турецкому султану, персидскому шаху, эмиру Бухарскому Абдул-Ахад хану и его наследнику.
«Копии были сняты с Корана, написанного в VII веке, – рассказывает Ирина Османова. – По преданию, именно за чтением Священной книги халиф Усман был заколот, а на пергаментных страницах Корана остались следы его крови. Коран хранился в городе Куфе, но в XIV веке, после прихода войск Тамерлана, его перевезли в Самарканд. Там Священное писание находилось до 1869 года. После взятия города имперскими войсками Коран передали в Императорскую публичную библиотеку Петербурга. В начале советского правления реликвию вернули в Ташкент».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.