Смрад вместо воздуха. Коломяги протестуют против асфальтобетонных заводов

Люди бьются за право дышать свежим воздухом. © / Александр Фирсов / АиФ

Почему же десятки тысяч петербуржцев оказались заложниками промзоны? И как им добиться права дышать чистым воздухом?

   
   

Ошибочка вышла

Противостояние местного населения и заводов длится уже около 10 лет. Промышленный пояс в этом микрорайоне образовался в конце 1970-х, когда вокруг ещё шумел лес. Но экологическое благополучие длилось недолго. Со временем поблизости появились ТЭЦ, станция аэрации, мазутный пункт котельной «Коломяжская», гигантская мусорная свалка, затем добавилась мебельная фабрика. Местные жители даже научились определять по цвету дыма из трубы, что именно сегодня жгут - отходы древесины или остатки полимеров от выпуска столов и стульев. Однако гвоздём программы стали два асфальтобетонных завода (АБЗ), расположенных всего в 600 метрах друг от друга. Кажется, жилые дома от подобных предприятий должны держаться подальше. Но нет. В 2000-х в округе стали стремительно расти высотки. Сегодня такое решение признано градостроительной ошибкой, однако жителям, чьи многоэтажки стоят рядом с дымящими потоками, от этого не легче. Они вдыхают весь вредоносный букет.

- Наш дом - через дорогу от цехов, - жалуется Ирина Бекряшева, представитель местных активистов. - Когда въезжали в 2001-м, глаз радовала зелёная роща. Сейчас всё вырублено, гарь прямо в окна. Для всех лето - счастье, а мы его ждём с ужасом. Вонь такая, что не можем открыть форточку. Утром ведём ребёнка в школу, зажимаем нос - и бегом. Вечером - то же самое. На цветах в квартире постоянно липкий налёт. Администрация говорит, что всё в норме, но это враньё.

- В сентябре 2015-го предельная концентрация токсичного фенола в этом микрорайоне была превышена в 15 раз, дембензола - в 10, сероводородов - в 2,5, а диоксида серы - в 76 раз, - возмущается Марина Шишкина, депутат Законодательного собрания. - Это при том, что заводы расположены в зоне, предназначенной для отдыха, туризма и санаторного лечения. Кстати, один из них долго не имел лицензии. По закону здесь могут размещаться только склады и комплексы высокоточной электроники, но никак не монстры, мощностью 240 тонн асфальта в час. Не случайно у людей участились жалобы на головокружение, тошноту, удушье.

Асфальт дороже людей?

В прошлом году протестующий народ пригласил на общий сход вице-губернатора Игоря Албина. Заместителя Георгия Полтавченко, отвечающего в Петербурге за экологию, провезли по всем проблемным местам. Увиденное и «унюханное» так впечатлило чиновника, что он пообещал жителям вывезти заводы из промзоны на Новосельковской улице за черту города. Назвал и сроки: «2016 год. Начало стройки - это май месяц, апрель. Завода здесь быть не должно!» Сейчас апрель на исходе, и предприятия снова работают в полную силу.

В Смольном старались решить задачу. Там рассмотрели 60 участков на севере города, однако для переезда АБЗ ни один ни подошёл. Не нашлось подходящей земли и в Ленинградской области. Кроме того, сегодня на первый план вышли и другие обстоятельства. Если заводы остановятся, без покрытия останутся крупнейшие дорожные объекты, в том числе заточенные на ЧМ по футболу. Это центральный участок ЗСД, трасса «Скандинавия». Также в этом году планируют продолжить набережную Макарова, будут достраивать за обанкротившимся «Мостоотрядом-19» и путепровод на Поклонной горе. Для этого везде требуется асфальт, причём возить его надо с близкого расстояния. По правилам, смесь может находиться в машине не более 40 минут, иначе технология нарушится. Мазутный пункт, на который тоже жалуются жители, из промзоны тем более никто не выведет - стратегический объект.

Что делать в этой ситуации жителям? Сейчас коммерсанты успокаивают их рассказами о мощных плазменных фильтрах, которые, мол, уберут любые запахи. Или предлагают установить гигантский «колпак», которым можно накрыть предприятие. Такие технологии уже не редкость. Есть и ещё один вариант. С 1 января 2018 г. в законе «Об охране окружающей среды» вступят в силу поправки, которые обяжут все предприятия замерять выбросы. Тогда сказать, что всё хорошо, не получится. Однако как это будет делаться, пока не ясно. Наоборот, бизнесмены, зная, что правила игры вскоре изменятся, сегодня не торопятся закупать специальное оборудование и проводить замеры.

   
   

- Мы не отступим, и чтобы нас услышали, будем использовать все доступные мирные способы, - говорит Ирина Бекряшева. - Мы звонили на «прямую линию» Владимиру Путину, выйдем с плакатами на демонстрацию 1 мая. У нас нет никаких интересов получить землю, участвовать в политике или создать себе пиар. Хотим только одного - дышать не вонью, а чистым воздухом.

Всё в норме?

Комментирует Иван Серебрицкий, заместитель председателя комитета по природопользованию:

- Для решения ситуации в Коломягах была создана межведомственная рабочая группа. Пробы здесь и раньше брались регулярно, а с января 2016-го в 2,5 км от промзоны установлена постоянно действующая станция. Она работает в режиме реального времени и ведёт наблюдение за основными вредными веществами. Цель - выяснить конкретные источники загрязнения воздуха. По сведениям на 12 апреля, превышения предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных в РФ для качества воздуха, в этой зоне нет.

Выборгский, Кировский, Невский и Приморский - самые загрязненные районы Петербурга. Фото: АиФ/ коллаж Александра Фирсова

Тем не менее люди жалуются на неприятный запах. И хотя непосредственно запахи не несут вреда здоровью, мы их тревогу понимаем. Чтобы подробно во всём разобраться, сотрудники комитета вместе с контролирующими службами проверили в районе 31 предприятие. Нашли немало нарушений. Результаты направлены в природоохранную прокуратуру, которая взыскала с виновных 700 тыс. руб. штрафа. Знаю мнение жителей, которые считают, что «меряют не там и не так». Но мониторинг проводит государственная компания «Минерал», обладающая лицензией Российской геологической службы. К измерениям присоединились и наши зарубежные партнёры. Специалисты метеорологического института Финляндии параллельно установили в Коломягах свои комплексы. После серии наблюдений они пришли к выводу: российские приборы работают корректно, ошибок нет.

Также хочу заметить, что по законодательству вопрос о загрязнении атмосферы ставится на особый контроль, когда ПДК вредных веществ больше положенного в 10 раз. И активные действия, например, возможность эвакуации населения, рассматриваются, если норма превышена в 50 раз. В целом же в Петербурге ведётся круглосуточное наблюдение за окружающей средой. Информацию о её состоянии можно получить каждую минуту в любой части города. Опыт создания такой системы у нас переняли 35 регионов России.

Не опускать руки!

Комментирует Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ»:

- Асфальтобетонные заводы из Коломяг нужно перемещать обязательно. И пусть не нынешняя администрация давала разрешение на их строительство, стоять в стороне власть не имеет права. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, кстати, уже выдал своё заключение, где говорится, что подходящих участков для вывода нет. Мол, единственный выход - это «модернизировать предприятия, доукомплектовать их для снижения негативного воздействия на окружающую среду». Ну а также учесть европейский опыт размещения асфальтобетонных заводов в черте городов и постоянно мониторить экологическую обстановку.

Мне такая позиция представляется спорной. В бюджете Петербурга на этот год заложено 173 млн руб. на развитие промышленности. Также 1 млрд выделяется на субсидии профильному Фонду, который должен, в частности, искать новые территории для предприятий. Не думаю, чтобы в городе не нашёлся кусок земли, а ресурсы на перемещение есть. Людям же надо не опускать руки, а идти в суд и отстаивать свою правоту. Доказательств у них достаточно. Да и Фемида, как правило, в таких случаях идёт навстречу гражданам. Если потребуется, всяческое содействие им может оказать и наш центр. Ясно одно: нарушены права тысяч людей на благоприятную окружающую среду, и эти просчёты власти должны быть исправлены.

Кстати

В Петербурге только воздух «мониторят» 24 стационарных и 3 передвижных станции. Выдаётся 3,5 млн анализов в год. Подземные воды контролируют 62 автоматические установки, из них 47 - в режиме реального времени. За берегами и водными объектами следят с 222 площадок. Держат в поле зрения и чужеродные организмы, для этого создано 27 постов. 

Смотрите также: